Будущие формирует, созидание, честность и компетентность.

Как не разорить тепловые сети?

В начале ХХI века, то есть почти 20 лет назад, в столице нашей Родины по поручению администрации города была проведена экспертная работа, с целью понять, что может дать установка квартирных счетчиков воды. После доклада экспертов слово взял один высокопоставленный чиновник Московского правительства и озвучил следующую мысль. «Это что же получается - молвил государев муж, - вот установят все москвичи в своих квартирах счетчики воды, начнут потреблять ее в 2 раза меньше, в результате Мосводоканал станет получать в 2 раза меньше денег, придет Мосводоканал в правительство и потребует поднять тариф, и мы вынуждены будем его поднять, а зачем тогда, спрашивается, эти счетчики?»

Вспоминается еще такой случай. В 2005 году на семинар «Поквартирный учет ресурсов» приехал директор водоканала из г. Чистополь. Этот город знаменит тем, что там расположен завод, который производит квартирные счетчики воды. Слова, которые произнес директор водоканала при знакомстве со мной, следует привести: «Помогите, наш городской водоканал разорен! В 2003году мы были прибыльным предприятием, а в 2004 получили громадные убытки. Причина банальна: в 2004 году мы продали воды в 3 раза меньше, чем в 2003. Продали меньше, но подали (по нашим данным) в город то же количество воды, что и годом раньше, а тарифы на воду власти не поднимают. Причина в том, что в городе буквально за один год во всех квартирах установили счетчики, и они стали показывать в разы меньшее потребление воды, чем по норме. Сначала подумали, что «врут» счетчики, но дело оказалось не в самих счетчиках, дело в другом - когда директор водоканала вместе с представителем местного ЦСМ (центра стандартизации и метрологии) делали контрольную закупку счетчика воды на рынке, продавец предложил купить магнит. На вопрос зачем, последовал очень лаконичный ответ: «Ты что собрался деньги водоканалу платить? Приклеишь магнит скотчем к счетчику, он и не будет считать». В 2006 году водоканал был признан банкротом, введено внешнее управление. Уверен, и жителям, и депутатам, и администрации города, и работникам водоканала не стало радостно от такого развития ситуации. Произошло это потому, что владельцы квартир рассчитывались за воду с поставщиком напрямую, без посредников, а тариф поднять власти отказались. Понимаете, нам, россиянам, при случае украсть (недоплатить) у государства, которое нас всю жизнь обирало (а поставщик ресурсов для нас является частью государства), это нормально, тем более что наказания за такое воровство не будет. Убежден, что и немец, зная, что никакого наказания не последует, поступит так же.

Так что же, действительно не нужно ставить счетчики? Мы что, хотим разорения наших водоканалов и тепловых сетей?

Давайте смоделируем и рассмотрим ситуацию с применением счетчиков по порядку, так сказать с системным подходом, точнее, сформулируем задачу, решим ее и посмотрим, нравиться ли нам ответ, и почему в реальной жизни ответ не такой, как на бумаге.

Исходные данные нашей задачи:

- имеются тепловые сети, которые поставляют горячую воду населению. На рассматриваемый момент у тепловых сетей положительный (прибыльный) бюджет, то есть доходы превышают расходы. Рассмотрим примерную смету доходов и расходов тепловых сетей:

 доходы

расходы

Источник

Количество отпущенной гор.воды, м3

Сумма оплаты, у.е.

Статья

Сумма в у.е.

% от всего

Квартира 1

250

500

Хол. вода

45

3

Квартира 2

250

500

Эл.энергия

75

5

Квартира 3

250

500

Газ

330

22

 

Амортизация

375

25

Зар.плата

210

14

Налоги

180

12

Прочие

165

11

Прибыль

120

8

Итого

750

1500

Всего

1500

100

* величины условны

– имеются три потребителя горячей воды (квартиры), в каждой из них проживает одинаковое количество жильцов. В рассматриваемый момент оплачивающие горячую воду по нормативу потребления. При этом в квартире 1 живут пенсионеры с низким доходом (получающие дотацию на оплату коммунальных услуг), во квартире 2 семья со средним доходом и в квартире 3 семья с высоким доходом.

Вопрос: как изменится ситуация при установке квартирных счетчиков воды?

После установки счетчиков мы вправе ожидать, что первая семья постарается максимально снизить потребление воды, вторая попытается рациональнее использовать ее, а третья, скорее всего, не обратит на наличие счетчика никакого внимания, хотя и у этой семьи может обнаружиться незначительная экономия. Вариант с протекающими кранами рассматривать не будем. Предположим, что потребление воды и соответственно платежи станут следующими:

Объект

Потребление м3

Сумма в у.е.

Квартира 1

50

100

Квартира 2

125

250

Квартира 3

200

400

итого

375

750

Итак, мы видим, что потребление воды снизилось в 2 раза, при этом соответственно в 2 раза упали и доходы тепловых сетей. Посмотрим, как изменился бюджет тепловых сетей. Первые три статьи расходов тоже снизились, допустим, в 2 раза (хотя реально потребление электроэнергии снизилось, конечно, больше), но другие статьи расходов должны остаться неизменными. В этом случае доходов станет недостаточно, тепловые сети начнут нести убытки:

Доходы

расходы

Источник доходов

Потребление воды м3

сумма в у.е.

Статья

Сумма в у.е.

% от всего

Квартира 1

50

100

Хол. вода

45:2=22,5

1.84

Квартира 2

125

300

Эл.энергия

75:2=37,5

3.06

Квартира 3

200

400

Газ

330:2=115

9.38

 

Амортизация

375

30.61

Зар.плата

210

17.15

Налоги

180

14.69

Прочие

165

13.46

прибыль

120

9.81

Итого

375

750

Всего

1225

100

Значит после установки счетчиков тепловые сети начнут нести убытки в размере 475 – 120 (прибыль) примерно 355 у.е. Для восстановления рентабельности тепловые сети вынуждены будут поднять тариф примерно на 50 %. После введения нового тарифа наша таблица изменится следующим образом:

Доходы

Расходы

Источник доходов

Потребление воды м3

Сумма в у.е.

Статья

Сумма в у.е.

%, от всего

Квартира 1

50

150

Хол. вода

45:2=22,5

1.97

Квартира 2

125

450

Эл.энергия

75:2=37,5

3.26

Квартира 3

200

600

Газ

330:2=115

10.00

 

Амортизация

375

32.61

Зар.плата

210

18.26

Налоги

180

15.65

Прочие

165

14.34

Прибыль

45

3.91

Итого

375

1150

Всего

1150

100

В результате повышения тарифа мы восстановили рентабельность баланса поставщика, а заниженный процент прибыли является следствием того, что мы не учли незначительное снижение затрат, которое обязано появится хотя бы по статье амортизация (инвестиционная составляющая понизится обязательно).

Рассмотрим, как изменятся платежи в наших квартирах:

Квартира

до установки счетчиков

после установки счетчиков

после повышения тарифа

разница

1

500

100

150

- 350

2

500

300

450

- 50

3

500

400

600

+ 100

В итоге от установки счетчиков квартира 1 получила экономический эффект в виде 70 % снижения оплаты за горячую воду, квартира 2 имеет 10 % снижение и только квартира 3 получила 20 повышение размера оплаты. При этом выполнена важная социальная функция: кто хотел, сэкономил (малообеспеченные), а кому неважно, сколько платить за коммунальные услуги (горячую воду), стал платить больше. При этом проживающая в 3 квартире обеспеченная семья явно не пойдет на митинг против повышения тарифов.

Чем же отличается реально существующая ситуация от нашей задачи. Есть одно очень существенное отличие, которого опасаются, и не без основания, тепловые сети – власти не утвердят повышение тарифа, и отчасти именно поэтому поставщики ресурсов сегодня пытаются всячески препятствовать установке квартирных счетчиков.

Специалисты разных уровней, в первую очередь те, от кого зависит принятие решения о повышении тарифов, должны понимать следующее. Если предложение о повышении тарифа обосновывается снижением объемов потребления ресурсов, то такое повышение необходимо, чтобы не разорится поставщик ресурсов, как это произошло в г. Чистополь, и что такое повышение не приведет к социальным протестам.

А если поставщики ресурсов будут знать о том, что обоснованное повышение тарифов произойдет без проволочек, они в свою очередь перестанут ставить палки в колеса желающим установить счетчики. В результате все стороны останутся удовлетворенными.

Получив высшее образование в институте культуры, первое десятилетие своей сознательной жизни, 80-е годы, я работал в учреждениях культуры, Кризис начала 90-х инициировал мой переход в реальный сектор экономики, я стал организатором и руководителем производства.

Наблюдая за развитием кризиса последних лет, я пришел к выводу, что обязан предложить мои знания и компетентность для решения проблем/задач, с которыми столкнулась страна, как минимум в области ЖКХ.

ОБО МНЕ

Авторизация