В основе цивилизованного государства лежит принципразделения властей, а главным механизмом обратной связи, в этом принципе разделения властей, позволяющим самонастраиваться государству, лежит независимый суд. То, что мы сегодня в России имеем неэффективное государство и высокий уровень коррупции, во многом объясняется отсутствием эффективного механизма, позволяющего государству самоочищаться. Независимый суд как инструмент самоочищения государства человечеством используется давно, и ничего лучше на сегодняшний день не придумано. Мы много слышим о судебной реформе в России, но почему-то никак не можем получить то, для чего ее вновь и вновь пытаются провести - справедливый, а, следовательно, независимый суд.В основе справедливости суда лежит его независимость от влияния сторон судебного процесса, которые приходят в суд для разрешения, имеющегося между ними конфликта. Думаю, что в этой части моих рассуждений, принципиальных возражений ни у кого не возникает, поэтому перейдем к содержательной составляющей этой работы, к сути рассуждений, целью которых является рассмотрение создания условий для появления независимых судов.
Мы с вами со школьной скамьи знакомы с математическими задачами. В основе любой задачи лежат условия, и ставится цель задачи. Анализ взаимосвязей условий и цели позволяет найти решение, часто это бывает несколько правильных решений, но в любом случае решение должно удовлетворять условиям и целям задачи.
Предлагаю для наглядности применить подобный принцип решения задачи. Рассмотреть условия задачи, целью которой является появление в современной России независимых судов, для понимания того, что и как следует сделать для этого.
Условия задачи:
- Есть судья, который может принять, а может не принять справедливое решение лежащее в рамках закона. Он (судья) человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он хочет вкусно и сытно жить, иметь дом и машину. Он заинтересован, чтобы его дети получили хорошее образование и хорошую работу. И он хочет, чтобы за исполнения этих естественных желаний, ему ничего плохого не было. То есть, при рассмотрении алгоритмов поведения судьи, мы имеем классический случай с "кнутом" и "пряником" как способом управления поведением судьи.
- Есть сторона судебного процесса, она заинтересована выиграть судебный процесс. Для этого она часто готова пойти на сговор с судьей, то есть она готова предложить судье какие то блага в обмен на нужный этой стороне судебный вердикт, или готова даже прибегнуть к угрозам в адрес судьи для достижения своих целей.
- Есть еще стороны, которые могут воздействовать на решение судьи, это любое лицо, имеющее возможность влиять на судью. Будь то родственник судьи, который может просить за одну из сторон судебного разбирательства. Будь то преступник, пытающийся посулами или угрозами заставить судью принять нужное его стороне решение. Будь то большой чиновник, который в силу своего служебного положения, имеет возможность влиять на выделение судье материальных благ в виде квартиры и т.д. Или чиновник, который имеет возможность наказать судью - снять его с должности и др. Следует обратить внимание, что почти всегда это физическое лицо, хотя часто его желание повлиять на решение судьи оформляется через решение, какого ни будь общественного института, который (институт) в свою очередь, может быть, зависим от другого лица (путем выделение средств, назначение руководителя и др.).
Цель задачи:
Создать условия, при которых судья при вынесении решения будет руководствоваться принципами справедливости и законности.
Необходимо создать условия, при которых судья будет не заинтересован в вынесении несправедливого и незаконного судебного решения.
Такое решение возможно при трех условиях:
Первое - Судья должен быть удовлетворен уровнем зарплаты и условиями проживания его семьи, а также уверен в будущем своем и своих детей. Это будет "пряник"!
Второе - Судья должен очень много потерять (больше чем приобретет от сговора с заинтересованной стороной), если вынесет незаконное (несправедливое) судебное решение. Это будет "кнут"!
Третье - Любая попытка незаконного воздействия на судью со стороны третьи лиц, направленная на получение незаконного вердикта по рассматриваемому судьей делу, должна жестко и даже жестоко пресекаться. Это позволит снизить вероятность попыток воздействия на судью, сторонами судебного процесса.
Решение задачи:
Первое (создание "пряника" для судьи):
- Судья должен избираться раз и навсегда (это позволит, не беспокоится судье за свое будущее).
- Никто не может снять судью с работы, кроме случаев, когда он нарушил закон и осужден (это позволит, не беспокоится судье за свое будущее).
- Судья должен получать достойную зарплату достаточную для обеспечения своей семьи, исключительно из федерального бюджета, возможно напрямую из казначейства (для исключения влияния на судью местных властей и других заинтересованных сторон и это позволит, не беспокоится судье за свое будущее).
- Решение об уровне зарплаты судей должен принимать федеральный законодательный орган (для исключения влияния на судью местных властей и других заинтересованных сторон и это позволит, не беспокоится судье за свое будущее).
- Судье должно быть предоставлено служебное жилье за счет средств федерального бюджета, количественные и качественные показатели жилья должны устанавливаться федеральным законодательным органом (для исключения влияния на судью местных властей и других заинтересованных сторон и это позволит, не беспокоится судье за свое будущее).
- Количественные и качественные показатели жилья должны учитывать размер семьи судьи и возможность появления новых членов семьи. То есть при увеличении численности семьи, рождении ребенка и др., размер квартиры (дома, земельного участка), количества комнат должны увеличиваться, путем предоставления другой квартиры или расширения существующей, уменьшение предоставляемой судье в пользование недвижимости не должно допускаться (это позволит, не беспокоится судье за свое будущее).
- Служебная недвижимость должна переходить в собственность судьи по выходу на пенсию (сложение полномочий судьи), или преждевременной смерти, в последнем случае государство должно обеспечить каждого нуждающегося члена семьи достойной пенсией по потере кормильца (это позволит, не беспокоится судье за свое будущее и будущее своих близких).
- Судье, раз в пять лет в личное пользование, должен выделяться в бесплатную аренду за государственный счет автомобиль определенного класса, вне зависимости имеет судья водительские права или нет (это позволит судье чувствовать себя обеспеченным человеком).
- Государство должно гарантировать бесплатное обучение детей судьи и специальную государственную стипендию на время их обучения, а также предоставить государственные гарантии на преимущественное право получения государственной работы после окончания учебы (это позволит, не беспокоится судье за будущее своих детей).
Предлагаемый "пряник" должен создать условия, при которых жизнь судьи гарантированно будет обеспечена в материальном плане в достаточной мере, и ему не стоит волноваться за будущее своих близких.
Второе (создание "кнута" для судьи):
- В случае отстранения судьи от должности по решению другого суда, связанного с нарушением судьей закона при вынесении судебного решения, служебная недвижимость и автомобиль должны быть возвращены государству (этот "кнут" сделает потерю для судьи значительной и выгода от вынесения незаконного решения будет не такой привлекательной).
- Так же для такого судьи должен быть введен запрет на профессию, ему должно быть запрещено, работать в дальнейшем на государство, даже почтальоном на государственной почте (этот "кнут" сделает потерю для судьи значительной и выгода от вынесения незаконного решения будет не такой привлекательной).
- Дети такого судьи должны лишиться права на бесплатное образование, таким способом появляется "кнут", судья очень много потеряет и квартиру, и честное имя, и будущее детей, и т.д. (этот "кнут" сделает потерю для судьи значительной и выгода от вынесения незаконного решения будет не такой привлекательной).
- Дети и другие близкие родственники такого судьи должны иметь "проблемы" в виде дополнительных проверок и т.д. при поступлении в будущем и работе на государственной службе (яблоко от яблони недалеко падает). Они должны попадать под запрет на работу в правоохранительных и судебных органах (знание судьей того, что он рискует еще и будущим своих близких, будет очень серьезным стимулом для независимого и законного поведения судьи при вынесении судебных решений).
- Не должно быть срока давности для рассмотрения законности вынесенного судьей решения, то есть если даже пересмотр дела по существу вопроса невозможен в связи с истечением срока давности, то пересмотр этого же дела для доказательства нарушения закона судьей при вынесении судебного решения должен быть возможен. Следует помнить, что у судьи есть право на судебную ошибку, но была это судебная ошибка или преступление, решать должен другой судья, выносящий решение в отношении первого судьи. Решение об осуждении судьи скорее всего должно утверждаться еще одним судьей (такой механизм создаст понимание судьей большой вероятности попадания его под удар "кнута" и дополнительно эффективно простимулирует его законное поведение).
Предлагаемый "кнут" должен создать условия, при которых судья с большой степенью вероятности потеряет больше, чем ему могут предложить лица, заинтересованные в незаконном судебном решении. При этом его потери будут умножены проблемами, которые будут возникать в будущем у него самого и у близких ему людей.
Третье (создание условий пресечения попыток влияния на выносимые судьей решения, со стороны заинтересованных лиц):
- Судья должен иметь возможность самостоятельно возбудить и рассмотреть дело (вынести судебное решение) в отношении лица, осуществляющего попытку воздействия на него, в целях вынесения незаконного судебного решения или мести за вынесенное ранее судебное решение. Процедура рассмотрения такого дела должна быть максимально упрощена, а для вступления такого решения в законную силу (о наказании лица за попытку оказания давления на суд) достаточно чтобы это решение было утверждено другим судьей, по представлению первого судьи. Наказание по такому решению должно быть не менее уровня наказания, предусмотренного по рассматриваемому судьей делу, в связи с которым была предпринята попытка оказания давления на судью.
Предлагаемый механизм должен создать условия, при которых лицо, предпринимающее попытку оказать давление на судью, будет знать, к каким тяжелым для него последствиям это приведет. Благодаря предлагаемому механизму судья будет знать, что может быстро и эффективно защитить себя и своих близких от угроз.
Примечание:
В условия рассматриваемой задачи следует добавить необходимость выбора судьи.
- Избирать судей должно население прямым голосованием (народ должен знать и доверять существующей судебной системе, а также нести ответственность за существующую систему).
- Избирательное законодательство судей должно предусматривать строгую процедуру избирательной компании и проводить ее исключительно за счет средств федерального бюджета (для исключения влияния на этот процесс местных властей и других заинтересованных сторон).
Заключение:
Почему в России нет независимых судов, почему мы до сих пор имеем "басманное" правосудие? Кто не заинтересован в независимых судах? Кто не позволяет им появиться?
Причины не появления в России независимых судов, на мой взгляд, только две:
Первая - специалисты, принимающие законодательные акты зачастую просто не знают, как можно создать независимые суды. Вокруг этого вопроса много говорильни и демагогии, путаются причинно следственные связи, и зачастую это делается специально, силами которые заинтересованы оставить, так на всякий случай, возможность контроля независимых судов.
Вторая - в стране есть силы заинтересованные в существовании "басманного" правосудия, силы, привыкшие все контролировать. И эти силы проводят целенаправленную работу по отсрочке возникновения института независимых судов. Независимые суды, это ни от кого не зависимые суды. Суды нельзя контролировать, ими нельзя управлять, они должны быть ни от кого не зависимыми. Без таких независимых судов не получить самонастраиваемое государство. Без обратной связи, в виде независимых судов, наше государство не сможет из сегодняшнего неэффективного, превратиться в современное цивилизованное и конкурентоспособное государство, привлекательное для граждан, бизнесменов и чиновников, желающих жить в отечестве и служить отечеству.