(или, государство обязано заставить мою семью рассчитываться по счетчику)
Как часто мы, россияне, живущие в начале XXI в., мечтаем получить в свое распоряжение «волшебную палочку». Возникни какая-либо проблема – взмахнул «палочкой»! – и разрешилась проблема к всеобщему удовольствию. Это я к тому, что и в области энергосбережения нередко используемые нами способы решения проблем иначе как попытками махать «волшебной палочкой» не назовешь...
Более десяти лет, с середины 90-х годов, отечественные и зарубежные специалисты в области энергосбережения убеждали народ, населяющий великую страну Россию и его «слуг» – чиновников всех уровней, в том что, не установив счетчик воды, тепла, газа или электроэнергии, не следует ожидать рачительного использования энергоресурсов. Под энергосбережением следует понимать именно рачительное, или оптимальное использование ресурсов. Экономить или не экономить ресурсы – право каждого потребителя; он сам решает: нужно ему экономить или нет. Именно поэтому корректно говорить не об экономии ресурсов, а о рациональном, рачительном или оптимальном их потреблении. Государство в обычной жизни не вправе заставить гражданина экономить, скажем, колбасу, бензин или горячую воду. Но государство и общество, если конечно заинтересованы, имеют право стимулировать граждан и предприятия экономить тот или иной ресурс, изменяя правила пользования ресурсом, изменяя налоги и т.д.
Существует аксиома: нельзя сэкономить то, что не учтено. Значит, если нет учета – подчеркиваю: объективного (приборного), не зависящего от отдельного субъекта, – нельзя ожидать от потребителя и, конечно, от производителя ресурсов действий по их экономии, тем более действий, которые требуют определенных знаний, усилий и затрат.
Наконец-то специалисты убедили нас в необходимости счетчиков. Приняли новый закон ФЗ №261 «Об энергосбережении...» который, казалось бы, обязывает всех установить счетчики. В разных городах и регионах страны в срочном и массовом порядке устанавливают счетчики воды и тепла. Ура, вот она та «волшебная палочка», которая приведет нас к эффективному потреблению энергоресурсов, подумали ответственные руководители «махнув» ею...
Но что получили? Многие руководители городов, проанализировав данные о потреблении городом ресурсов, с удивлением узнали, что после установки счетчиков экономия если и есть, то неожиданно малая. А иногда счетчик показывает, что дом потребляет больше ресурсов, чем ему выставляли в платежном требовании до установки счетчика.
Как же так, вложили средства, установили счетчики, а экономии нет? Ошибка кроется в том, что многие руководители и большинство граждан искренне убеждены в том, что установка счетчика ведет к экономии. На самом деле экономия возможна только в одном случае: если поставщик ресурсов выставлял потребителю счет за большее количество ресурсов, чем потребитель потреблял, то есть относил на потребителя потери по трассам и т.д. Ведь сам по себе счетчик ничего не экономит, он всего лишь определяет фактический объем потребления. Сегодня, в отличие от начала 90-х годов, основные потери ресурсов происходят уже не при их производстве и транспортировке, а при потреблении, у конечного потребителя. Большое количество российских производителей ресурсов, несмотря на сложности 90-х годов, серьезно и эффективно поработали над внедрением новых технологий и материалов, получив реальные результаты, т.е. снижение потерь, как при производстве, так и при транспортировке ресурсов. И сегодня основные причины нерационального (большего) потребления ресурсов кроются в нерациональном их использовании конечным потребителем.
Строго говоря, цель реформы ЖКХ России следует обозначить как «необходимость появления у каждого унитаза в нашей стране собственного хозяина». В городе Малоярославец компания SAYANY, в которой я работал генеральным директором, отвечалает за приборный учет потребления тепла, горячей и холодной воды от котельной до жилого дома и квартиры. Анализ потребления ресурсов, объективное (приборное) сведение балансов между их производством и потреблением позволили понять, где нерационально используются ресурсы. Более чем в 30% жилых многоквартирных домов были обнаружены утечки через «бегущие» унитазы и смесители, составляющие более 20% общего потребления ресурсов.
Надо заметить, что в Малоярославце жилой фонд находится в весьма приличном состоянии. Какую же долю потребленного ресурса составляют утечки в проблемных домах, которых в стране еще очень много? Обратите внимание: этими 20% ресурсов в принципе никто не пользовался – «бежит» себе унитаз в среднем этак литров 30 в час (иногда и до 200 литров), соответственно 720 литров в сутки. При этом разумное, а тем более нормативное потребление воды жильцами этой квартиры (три человека), не должно превышать 500 литров. То есть такая семья вместе с протекающим унитазом потребляет вместо 500 литров в сутки более тысячи (1220 литров)! Как вы думаете, эта семья заинтересована в установке счетчика на воду, который покажет, что платить надо в два раза больше? Или, может быть, эта семья заинтересована срочно отремонтировать свой унитаз? Зачем, он ведь работает, свою функцию выполняет! А что много воды утекает, так ведь за нее при оплате по нормативу платить не придется.
Если мы организовали объективный (приборный) учет на вводе в жилой дом, то следует сделать анализ и, возможно, как в случае, который я только что описал, провести первое мероприятие – отыскать в этом доме «бегущие» унитазы. Понятно, что в существующей сегодня системе управления ЖКХ поиск текущих унитазов никому не нужен. Владельцу квартиры, который оплачивает потребленный ресурс по норме потребления, совершенно необязательно ремонтировать унитаз. Управляющей компании, которая обслуживает этот дом, тоже нет никакой необходимости его искать и ремонтировать, а поставщик ресурсов (воды) будет только рад тому, что у него купят больше товара (воды). Более того, в следующем году он просто поставит вопрос об увеличении в городе нормы потребления воды на одного человека.
Вот так в принципе сегодня выглядит ресурсоснабжение в ЖКХ большинства российских городов: никому ничего беречь не надо, и уж тем более нет никакой персональной выгоды от сбережения.
Или еще пример, как контролируется работа коммунальщиков со стороны администрации в большинстве городов: нет жалоб от жильцов, значит, хорошо работают. Но ведь никто не пожалуется на перетоп – превышение температуры в квартире, скажем, на 2° С. Для справки, в условиях Москвы такой перетоп приводит к дополнительному потреблению тепловой энергии на 5-7%.
Смею утверждать, что установка счетчика должна приводить не к экономии ресурсов, а, следовательно, и денег. Установка счетчика должна приводить к тому, чтобы собственнику дома или нанятому им исполнителю стало выгодно починить протекающий унитаз, прикрыть регулятор на батарее, а для этого установить такой регулятор. Иными словами, именно установка счетчика позволяет создать условие, при котором у унитаза появляется хозяин. И если соблюдается второе необходимое условие ресурсосбережения – оплата потребленного ресурса на основе показаний счетчика, а не норматива, то хозяин начинает следить как минимум за правильностью работы унитаза. И, как правило, принимает решение о замене унитаза на современный, который, не менее эффективно выполняя свою основную функцию, расходует при этом в два раза меньше воды.
Смею утверждать и то, что счетчик является инструментом социальной справедливости, так как только наличие счетчика позволяет физическому или юридическому лицу оплачивать столько ресурсов, сколько он потребил, а рассчитываться за потребленный ресурс это его обязанность как потребителя. Никому из разумных руководителей электрических сетей не приходит в голову позволить потребителям рассчитываться за электрическую энергию без счетчиков. По собственному опыту знают: как только удаляется электросчетчик, люди перестают пользоваться выключателями. Какой смысл выключать лампочку, завтра или через час ее снова надо будет включать, какой смысл устанавливать энергоэффективные лампочки, холодильники, утюги и пылесосы, если нет счетчика? Будучи руководителем компании SAYANY, которая производит квартирные счетчики воды и тепла, первый счетчик воды я установил в своей квартире еще в 1993 году. Многие читатели подумают, что я тогда же побежал в ЖЭК с требованием вести расчеты за потребленную моей семьей воду по показаниям счетчика. Ничего подобного – я не враг себе и своей семье. Узнав из показаний счетчика, что моя семья потребляет воды больше норматива, пойти и потребовать, чтобы мне увеличили счета на оплату? Это, согласитесь, сродни шизофрении. А начать экономить воду... Ну, и зачем мне это надо?..
Сегодня по счетчикам желает рассчитываться только та часть населения, которой надо экономить деньги – они готовы для этого ограничить себя в потреблении ресурсов. Значительная же часть населения, к слову, и моя семья в том числе, не горит желанием ограничивать себя в потреблении ресурсов (ведь так мы «превратимся в немцев – это они все экономят»). Но и желания платить завтра больше, чем сегодня, у «нормальных» россиян, естественно, не возникает.
Наше государство обязано заставить платить таких потребителей, как моя семья, по показаниям счетчика – это будет справедливо по отношению к другим потребителям. Конечно, лично я от такой справедливости проиграю в любом случае – либо стану платить больше, либо вынужден буду начать ограничивать потребление ресурса, экономить. Но не это ли нашему обществу и нужно – сбережение (экономия) ресурсов и социальная справедливость?!.
Основная причина, препятствующая наличию в каждой квартире счетчика, – существующая в РФ правовая норма в Жилищном кодексе. Статья 157 гласит: «Размер платы за коммунальные услуги 1. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг».
Обратите внимание: это Жилищный кодекс! Поясняю, не могут быть созданы нормативные акты более низкого уровня (ФЗ, постановления правительства, правила и др.), противоречащие ЖК.
Отсюда, до тех пор, пока норматив потребления будет выгоднее счетчика, собственник квартиры не установит счетчик. А таких квартир довольно много: это и квартиры, где фактически проживает большее количество людей, чем зарегистрировано, и квартиры с протекающими смесителями и унитазами.
Нам пора отказаться от такого понятия как норматив потребления, ведь ничего общего с фактическим потреблением ресурса в конкретной квартире он не имеет (внести соответствующее изменение в Жилищный кодекс). Почему же мы это понятие применяем для определения количества потребленного ресурса? Просто специалисты пишущие законы не знают, как это сделать по-другому, их этому не учили.
Для справки, понятие норматив потребления отсутствует в развитых странах.
Вернемся к разговору о «волшебной палочке» и чудесах. Когда мы ожидаем эффекта от установки счетчиков, то следует помнить, что специалисты, во всяком случае, ответственные и грамотные, утверждают - установка счетчиков – это только первый шаг в деле энергосбережения, но не единственный, хотя и безусловно обязательный. Не сделав этот шаг, не организовав объективный (приборный) учет, мы не получим необходимое условие, которое позволит определить следующие эффективные шаги в деле энергосбережения. Это могут быть, как в примере с унитазом, выявление текущих кранов, или несанкционированных теплых полов на ГВС у отдельных «продвинутых» жителей, либо контроль и соблюдение температурных графиков путем монтажа соответствующей автоматики и др.
Типичная ошибка, мешающая получить желаемое снижение потребления ресурсов в масштабах города, заключается в том, что, определив и сделав первый шаг, руководители городов часто не создают необходимых условий для второго и последующих шагов. Установив счетчики на вводе в дом, но не изменив системы оплаты, которая должна привести к появлению заинтересованной в снижении потребления ресурсов стороны, не следует ожидать экономии.
Между тем способов создать необходимые условия всего два.
Первый чиновникам понятен и привычен. Сама администрация должна контролировать потребление ресурсов в домах; определять, в каких потребление выше. Для них разрабатывать, утверждать и финансировать мероприятия, которые должны приводить к снижению потребления ресурсов. После чего можно контролировать достижение запланированных показателей ресурсопотребления. Почему это должно быть заботой администрации? Да потому, что в существующей сегодня системе это больше никому не надо: ни управляющим компаниям, ни собственникам квартир.
И такой способ весьма популярен. Считается, что он позволяет держать «руку на пульсе», правда при этом объем работы, а следовательно и армия чиновников постоянно растет. И к сожалению, такой способ абсолютно неэффективен и даже порочен. Однако именно его применяют в большинстве городов. И именно поэтому результаты не совсем те, а чаще совсем не те, на которые рассчитывали.
Второй способ распространен во всех развитых странах. О нем точно выразился бывший мэр Малоярославца В.Г. Жадьков: «Я хочу, – сказал мэр, – чтобы по вопросам ЖКХ жители города перестали обращаться ко мне». Для такого способа необходимо создать условия, при которых появятся стороны, заинтересованные в энергосбережении, или как я уже выражался, у каждого унитаза должен появиться хозяин.
К сожалению, чиновников, которые не боятся (именно не боятся) применять второй способ, в нашей стране немного. И этому есть разумное объяснение - так написаны в нашей стране законы. Так построена вертикаль власти. Не важно, кто виноват на самом деле, важно с кого спросят. А спросят с мэра, вот ему и приходится вмешиваться в ручном режиме в управление коммунальным хозяйством города.
Что декларирует жилищное законодательство РФ в сфере управления так называемым жилищно-коммунальным хозяйством города? Жители домов должны стать их хозяевами и сами решать проблемы эксплуатации жилья. Сами, без посторонней помощи, должны выбирать управляющие компании. Сами – разбираться, почему это у них в доме потребление воды и тепла больше, чем в соседнем. И сами знать, что могут сделать для снижения этого потребления. Естественно, что жители – граждане России, которых почти сотню лет отучали управлять своим домом, которым прививали иждивенческие настроения, – не могут сразу стать хозяевами. К тому же бывшие ЖЭКи и ДЭЗы, справедливо опасаясь за свое будущее, опасаясь не выдержать конкуренции с частными управляющими компаниями, всячески стараются запугать жильцов: мол, не получите денег на ремонт дома, придут аферисты и непрофессионалы и т.д., т.е. всеми силами стараются сохранить существующее положение дел.
Основная задача администрации в этой ситуации – поддерживать инициативных жильцов, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для конкуренции среди управляющих компаний, оказывать финансовую поддержку домам, которые будут эффективно управляться. Очень важно определить и контролировать критерии эффективности управления домами. Почти в каждом городе есть хорошие программы: «лучший двор», «лучший дом», почему бы не добавить к этим программам «энергоэффективные дом» и оценивать дома в городе по количеству потребленной воды и тепла из расчета на одного жителя дома?
Уверен, нам, россиянам, удастся самоорганизоваться, удастся вырастить хозяина в каждом жилом доме. Хозяина, который заинтересован в эффективном управлении, в снижении потребления ресурсов, в грамотной эксплуатации наших домов. А администрации городов в этом случае смогут сосредоточиться на других, не менее важных городских проблемах: дорогах, школах, больницах, безопасности. Появившиеся в домах хозяева, научатся нанимать те управляющие компании, которые будут не просто устанавливать счетчики или менять стояки отопления, а подходить к решению проблем комплексно: введут учет не ради учета, а учет ради эффективного потребления ресурсов. А мы, граждане России, в этом случае получим в своих городах и домах то, что должны и то, что давно хотели, – качественные коммунальные услуги за разумные деньги.
Для реализации этого светлого будущего нужна самая малость... разумные «правила игры», федеральные законы, написанные на основе логики и знаний.