«Игры квартирного учета». Новый сезон 2019. Вторая серия.
Краткое содержание предыдущей серии: в предыдущей статье была рассмотрена ситуация вокруг квартирного учета тепла возникшая в связи с принятием Постановления Конституционным судом России о праве собственника квартиры рассчитываться на основе показаний квартирного прибора учета тепла, вне зависимости наличия таких приборов у соседей и было подробно разобрано постановление Правительства России № 1708, которое утвердило новые формулы (уже третья версия формул за годы реформ с момента принятия ЖК РФ № 188-ФЗ в 2004г.) расчетов за отопление в многоквартирном доме.
Общие выводы, к которым я пришел в предыдущей статье сводятся к тому, что свежее/очередное постановление Правительства № 1708 предписывающее определять размер потребления тепла в квартире без прибора на основании показаний прибора в другой квартире, не стыкуется с логикой и по своей сути противоречит постановлению Конституционного суда России. Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 30-П:
…вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
Существует общепризнанный тезис – критикуешь предлагай! Предлагаю…
Излагаю принцип и формулы, а точнее одну формулу, по которой следует организовать расчет оплаты коммунальной услуги/ресурса. Обращаю внимание, что предлагаемая формула является универсальной и подходит для всех видов ресурсов, что безусловно способствует прозрачности и простоте/понятности начислений как для собственников, так и для специалистов ЖКХ. Хочу напомнить, что прозрачность начисления коммунальных платежей, является одной из важнейших целей затянувшейся реформы ЖКХ.
Согласитесь, логичным алгоритмом для расчетов является понимание того, что весь объём коммунального ресурса потребленного многоквартирным домом состоит из:
- потребления ресурса в помещениях, оснащенных индивидуальными приборами;
- потребления ресурса в помещениях, не оснащенных индивидуальными приборами;
- потребления ресурса в местах общего пользования (ОДН);
Логично, что количество ресурса на вводе в многоквартирный дом (МКД) определяется по показаниям общедомового прибора и должно быть оплачено собственниками МКД. Логично (а исходя из Постановления КС РФ законно), что собственники помещения оборудованного приборами учета должны оплачивать коммунальную услугу/ресурс, потребленный в помещении на основе показаний прибора. Логично, что в случае отсутствия прибора учета в помещении, определять количество потребленной услуги/ресурса можно/нужно по нормам потребления, в основе которых должны лежать проектные нагрузки или статистические данные. Но также логично и то, что ресурс потребленный для общедомовых нужд (ОДН), куда входит и погрешность измерений (небаланс) собственники должны оплачивать пропорционально размерам собственности (площади). Логично, что определять ОДН нужно как разность между общедомовым потреблением и суммой потреблений в помещениях. Учитывая вышесказанное:
Vд = ∑Vp + ∑Vn + Vодн
Где:
Vд - Общедомовое потребление ресурса определяется по показаниям ОДПУ (или норматив);
Vp - Потребление ресурса в квартирах, оборудованных ИПУ определяется по показаниям ИПУ;
Vn - Потребление ресурса в квартирах, не оборудованных ИПУ определяется по утвержденным нормам;
Vодн - Потребление ресурса на ОДН определяется как разность между общедомовым потреблением и суммой потребления ресурса в квартирах;
И вот как бы я изложил правила предоставления коммунальных услуг №354 в части определения размеров оплаты за коммунальные услуги/ресурсы:
Размер платы за коммунальную услугу в i-м помещении… определяется по формуле:
Рi = (Vi + Si × (VД -∑Vp - ∑Vn)/Sоб) ×T
где:
Vi – объем коммунальной услуги/ресурса, приходящийся на i-е помещение оборудованное индивидуальным (квартирным) прибором учета, исходя из показаний приборов учета, а в i-м помещении не оборудованном индивидуальным прибором учета, исходя из площади помещения или количеству проживающих, по нормативу потребления, утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Si - площадь i-го помещения;
VД – объем коммунальной услуги/ресурса потребленной за расчетный период в многоквартирном доме определенный на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета или иным законным способом;
Sоб - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме (площадь всех i помещений);
∑Vp – сумма потребления коммунальной услуги в помещениях оборудованных индивидуальными приборами учета;
∑Vn – сумма потребления коммунальной услуги в помещениях не оборудованных индивидуальными приборами учета;
T - тариф на коммунальную услугу, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Давно убедился, что жизнь гораздо сложнее и практически невозможно предусмотреть все ситуации чтобы учесть их в одной формуле, поэтому считаю необходимым разрешить собственникам МКД принимать решение об изменении рекомендуемых алгоритмов, формул и даже внутридомовых нормативов.
Так же я предлагаю внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ «Жилищный Кодекс Российской Федерации»
Изложить часть 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ в следующей редакции:
- 1. Размер платы за коммунальные услуги (ресурсы), предоставленные в многоквартирном доме (МКД), рассчитывается исходя из объема потребления, определяемого с учетом показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) установленных в отдельных помещениях многоквартирного дома и общедомовых приборов учета (ОДПУ) установленных на вводах в многоквартирный дом.
Сумма платежей за коммунальные услуги в многоквартирном доме должна равняться (обеспечивается баланс платежей) размеру платежа за соответствующий ресурс в расчетном периоде (календарный месяц и год), подлежащий оплате поставщику ресурса. Платеж за ресурс определяется на основе показаний общедомового прибора учета или на основе норматива потребления ресурса, утвержденного для многоквартирного дома.
Размер платы за коммунальные услуги для отдельного помещения многоквартирного дома состоит из:
- платы за коммунальную услугу, потребленную в отдельных помещениях на индивидуальные нужды, размер которой определяется на основе показаний индивидуальных приборов учета и/или на основе норматива потребления коммунальной услуги, утвержденного для потребления на индивидуальные нужды;
- платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды (ОДН) многоквартирного дома, размер которой определяется как пропорциональная часть от разности между общедомовым потреблением и суммой потребления в отдельных помещениях;
Используемые приборы учета (средства измерений) должны быть предназначены для учета соответствующего ресурса и внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Приборы учета могут измерять ресурс с одновременным контролем качества ресурса.
Тарифы на коммунальные услуги и ресурсы должны учитывать качество коммунальных услуг и ресурсов.
Тарифы на коммунальные услуги и ресурсы, нормативы их потребления и критерии качества утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Собственники многоквартирного дома имеют право вносить изменения в формулы расчетов, внутридомовые нормативы потребления исходя из особенностей своего дома, соблюдая принципы равенства и справедливости.
Так иногда хочется стать министром ЖКХ всего на один день, утвердить корректные алгоритмы и формулы, чтобы уже закончить наконец реформу ЖКХ в части начислений и расчетов за коммунальные услуги/ресурсы. Очень хочется, чтобы начисления и расчеты стали понятными и прозрачными для граждан, чтобы в ЖКХ начал возникать баланс интересов и консенсус между потребителями, посредниками и поставщиками коммунальных услуг/ресурсов.