Экзамены сами по себе не цель,
целью является создание простой и эффективной
системы объективной оценки знаний.
Давайте порассуждаем о проблеме образования. Людям нужны знания и долгое время вопрос передачи знаний детям практически целиком лежал на их родителях. Современному обществу нужны образованные люди. Необразованный или малообразованный человек не может работать на современном технологическом оборудовании, управлять сложными интеграционными производственными процессами, квалифицированно участвовать в политической и общественной жизни и т.д. и т.п. Вопрос образования детей уже давно превратился из задачи семьи в задачу всего общества, стал государственным делом.
Понятно, что все ученики разные, естественно что и учителя имеют разную квалификацию, ни у кого не вызывает сомнения, что и школы имеют право быть разными по своему уровню. Нет перед обществом и государством такой задачи - сделать одинаковыми учеников, учителей и школы. Более того, именно благодаря разнообразию сохраняется возможность объективного исторического выбора оптимального развития любой отрасли знаний, навыков и управленческих процедур. У общества и государства существует задача постоянно повышать уровень образования учеников, квалификацию учителей и трудовых коллективов образовательных учреждений.
Любым процессом следует управлять, а для эффективного управления процессом необходимо объективно измерять результаты, в том числе и образовательного процесса. Именно для измерения результатов образовательного процесса придуманы экзамены для учеников, для этого проводятся аттестации учителей, существуют рейтинги учебных заведений. То есть, нужны не сами экзамены, нужна простая и эффективная система объективной оценки знаний ученика.
Очевидно, что лучше всего уровень образования ученика знают учителя учебного заведения (школы, института и т.д.) в котором он учится. Казалось бы, давайте им и предоставим возможность выставлять оценки ученикам. Собственно примерно так и происходило в средние века, учитель сам определял, когда его ученик достиг уровня знаний, при котором учитель присваивал ему звание мастера. Понятно, что мастера (учителя) тоже имели разную квалификацию и общество, «встречая» ученика, получившего звание мастера, принимало его и давало ему предварительную оценку исходя из известной квалификации мастера. В основе честности мастера (выставления объективной оценки своему ученику) лежит принцип обратной связи, никто мастеру, который присвоил квалификацию недоучке, в будущем не даст в обучение своих детей. Со временем мастера начали объединяться в сообщества, и вопрос образования стал касаться уже всего объединения мастеров. Уже объединение мастеров несло ответственность за квалификацию своих учеников и именно тогда начали возникать формальные процедуры по присвоению квалификации ученикам в виде экзаменационных работ.
Интересно как тогда измеряли квалификацию учеников? На самом деле весьма оригинально и просто – каждому выпускнику присуждали место по аналогии со спортивными состязаниями. Есть ученик закончивший школу первым, есть вторым и так далее.
Работодатель, знакомясь с претендентом на работу, делал вывод о его квалификации на основе имиджа сообщества мастеров, которое присвоело ему звание мастера и места, которое он занял в классе при выпуске.
А возможно ли в современном мире создать стройную объективную систему оценки квалификации ученика (выпускника), лишенную недостатков применяемой сегодня системы ЕГЭ?
На мой взгляд, можно. И вот как должна выглядеть подобная система:
Ученик любого образовательного учреждения (начальное, среднее, высшее, специальное) получает оценку на основе процедур принятых в данном заведении. Главное чтобы заведение имело аккредитацию на образовательную деятельность.
Все образовательные учреждения ежегодно получают государственную рейтинговую оценку. Метод получения такой оценки, строится на принципах получения учебным заведением баллов за поступления своих выпускников (к примеру за последние 10 лет) в учебные заведения следующего уровня. Возможно, сам ученик должен подтвердить право своей школы (университета) на получение рейтингово балла за его поступление (окончание, получение степени и пр.), главное, чтобы такая процедура была максимально упрощена, к примеру, соответствующая запись в заявлении ученика на поступление в ВУЗ. Учебное заведение должно получать дополнительные баллы по окончании высшего учебного заведения своим бывшим выпускником (за последние 15 лет). Дополнительные баллы должны начисляться учебному заведению за получение своим бывшим выпускником ученой степени и международного признания в виде различных премий (лауреаты и т.д.). Учебное заведение должно получать дополнительное финансирование, которое оно может направить на оплату труда учителей за свой высокий рейтинг (выше среднего по стране). При очень низком рейтинге учебного заведения можно разрешить ставить вопрос о внеплановых проверках вплоть до отзыва аккредитации на право образовательной деятельности. Уверен, что каждый учитель также должен получать персональный рейтинг аналогичным способом (вспомните про рейтинги спортивных тренеров).
При рейтинговании абитуриента, его вступительный балл выводится из суммы персональных баллов по профильным предметам полученным в школе, с учетом коэффициента, отражающего рейтинг учебного заведения, которое он закончил (начальный коэффициент учебного заведения 1,0 и максимальный думаю на уровне 1,3), а возможно и его учителя (думаю, что применять рейтинг учителя следует только с согласия последнего).
Вернемся к задаче оценивания квалификации самого выпускника учебного заведения (школы). Предлагаю весьма простой метод, выпускник получает оценку (балл) в зависимости от места, которое он занял, при сравнении со своими однокашниками. По-моему мнению, очевидно, что для корректного выставления оценки количество однокашников в одной группе не должно быть менее 20 учеников (в противном случае следует объединять выпускников разных классов) и не более 40 человек (в таком случае следует разбивать классы на группы). Предполагается давать за 1 место в группе 20 баллов, за 2 место 19 баллов и т.д., за 10 и последующие места по 10 баллов. Те кто не сдал, тот не сдал и ему оценка не нужна.
Таким образом, задача выпускного экзаменационного мероприятия сведется к рейтингованию учителями учебного заведения своих учеников.
Хорошего в предлагаемом методе много:
- Снижение боязни учениками экзаменационного мероприятия;
- Наличие элемента состязательности между учениками;
- Отсутствие стимула у учителя вместо обучения (последний год) заниматься натаскиванием учеников на сдачу экзамена;
- Отсутствия эффекта лотореи при сдаче экзамена;
- Прозрачность обоснования выставленной оценки. И одноклассники, и учителя, и родители знают, что из себя представляет конкретный ученик, и могут оценить объективность выставленной оценки;
- Благодаря прозрачности меньшая коррупционная составляющая системы выставления оценок;
- Исключение появления массовых отличников (медалистов) в одной школе;
- Заинтересованность учителей в выставлении объективной оценки благодаря последующему влиянию на собственный рейтинг и школы.
Что касается поступления в институт, считаю, что помимо учета рейтинговых баллов полученных в школе может быть дополнительный вступительный экзамен по специальности. Решение о необходимости вступительного экзамена должен принимать сам институт по собственной процедуре. Понятно, что и институты должны рейтинговаться и научные советы присваивающие научные степени тоже. А вот за ведение реестра такого рейтинга должно отвечать министерство образования.
Можно ли превратить хотелки, изложенные в данном опусе в проект некого регламента? А, скорее всего, нужен не регламент а проект федерального закона, так как только в рамках закона можно выстроить все необходимые связи, мотивации и т.д. Как специалист, имеющий опыт написания подобных документов ответственно заявляю – да, можно. Взялся бы я собрать рабочую группу и создать такой документ? Заявляю - да. Есть только одно маленькое но... - делать работу в «корзину» не хочу. За разработку проекта возьмусь, если увижу, что у проекта документа есть шанс быть рассмотренным не в рамках популярного телешоу, для телешоу достаточно и написанного здесь. И главное, пойму, что в профессиональном сообществе есть специалисты (педагоги) и организации (профессиональные педагогические и студенческие общества), поддерживающие предлагаемый метод и готовые участвовать в его реализации.