На днях (2009г.) встретил свою семью, вернувшуюся из туристической поездки в Рим. С интересом слушал рассказы о полученных впечатлениях в Италии и «вечном» городе. Самое большое удивление у моей жены вызвало то, что в Риме практически нет автомобильных пробок. И вроде бы улочки не широкие (по сравнению с Москвой), и население имеет автомобилей не меньше (на душу), и город не аленький. А пробок нет, и такси приезжает через пару минут после вызова. Сразу вспомнил свою поездку в Нью-Йорк, где на Манхеттене ловил себя на подобных мыслях.
В чем же причина такого состояния дорожного движения? Самому мне приходилось бывать в разных городах мира, и действительно есть много городов, в которых вроде бы по всем признакам должны быть пробки, а их нет. Ответ, почему в таких городах нет пробок, я получил, будучи в командировке в г. Мюнхене на встрече с муниципальной организацией «служба парковок». Ответ удивительно простой, автомобилистам просто невыгодно лишний раз ездить на машине в центр. А истема, при которой выгоднее «бросить» машину на перехватывающей парковке за 15, а то и 30 километров от места назначения, создана искусственно.
В центральной части города стоимость парковки составляет до 20 евро в час, то есть, если запарковать машину на время пока находишься на работе, около 10 часов, придется уплатить до 200 евро. Как вы понимаете при такой цене выгоднее оставить машину на окраине города, а то и за городом и далее поехать на общественном транспорте или даже в некоторых случаях (например, поездка в исторический центр) выгоднее поехать на такси. Стоимость парковки определяется опытным путем, если парковки заняты более чем на 80-90% – стоимость поднимается, если занятость опускается менее 40-50% – стоимость парковки опускается. Таким образом, через обратную связь, выполнится основная функция парковок в городе, создать условия, при которых в городе установится относительно свободное движение.
Организация (предприятие), определяющая какие парковки, где находятся, какие применяются тарифы на парковках, является городской муниципальной службой работающей в соответствии с законом о парковках. Парковки могут организовываться в крайнем правом ряду автомобильной дороги и на других землях принадлежащих муниципалитету, решение об этом должна принимать сама служба. Естественно, что закон о парковках предусматривает систему неотвратимых штрафов. Муниципальный рабочий службы парковок проходит вверенный ему участок за 15-20 минут (в случае если не успевает обойти – участок сокращается, если проходит быстрее – увеличивается), выписывает штрафные квитанции нарушителям (делает фото для дальнейшего доказательства в суде, если потребуется) и оставляет копию квитанции на стекле автомобиля под дворниками. Сумма штрафа составляет примерно суточный тариф на данной парковке. В случае неоплаты штрафа в течение месяца, нарушителю направляют повторную (по месту регистрации хозяина автомобиля, определенному по номеру автомобиля) квитанцию с напоминанием о штрафе. Неоплата второго штрафа в ряде стран ведет к его автоматическому росту (удвоению, а то и утроению), в некоторых передается в суд, а затем судебным приставам. В некоторых странах неоплата штрафа приводит к лишению водительских прав до уплаты штрафа. Я уверен, вы согласитесь, что при такой системе не понадобятся эвакуаторы, очень быстро автомобили начнут парковаться по правилам, так как это произошло с ремнями безопасности, которые сегодня пристегнуты у большей части водителей в РФ.
Сами парковки делятся на категории, и для каждой категории имеется отдельное обозначение (зеленая, красная, синяя и т.д.):
Парковки, на которых могут парковаться только жители соседнего дома. Каждый зарегистрированный житель, имеющий автомобиль выкупает за небольшую сумму, примерно 200 евро в год, право (специальный талон) на место на данной парковке в любое время. Естественно он обязан запарковав автомобиль положить свой талон на переднюю панель (под лобовое стекло), чтобы рабочий – парковщик мог убедиться в законности припаркованного автомобиля. На данном типе парковок не могут парковаться другие автомобили, иначе штраф. Парковки, на которых могут парковаться только жители соседнего дома в ночное время (с 21-00 по 8-00). Каждый зарегистрированный житель, имеющий автомобиль выкупает за небольшую сумму, уже примерно 100 евро в год, право на место на данной парковке. В дневное время на этой парковке могут парковаться любые автомобили, конечно за плату. Днем на данной парковке существуют расценки исходя из логики загрузки парковки изложенной выше, житель, имеющий право ставить здесь свой автомобиль ночью, днем не имеет никаких преимуществ и оплачивает парковку на общих основаниях.
Парковки, предназначенные для такси. На таких парковках имеют право останавливаться только автомобили такси, как правило, такие парковки организованы в «линию», чтобы естественным путем организовывалась живая очередь такси.
Парковки, предназначенные для любых автомобилей, оплативших парковку.
Помимо муниципальных парковок рассмотренных выше, существуют частные парковки, организованные на землях принадлежащих предприятиям, жилым домам и т.д. Ценообразование и организация парковок там регулируется владельцами земли.
На всех парковках предусматриваются места для водителей-инвалидов.
Предусмотрена возможность парковаться автомобилям, привозящим товары в магазины т.д. Цена за парковку может изменяться в зависимости от времени суток.
Рестораны и магазины имеют приоритетное право, выкупит несколько мест на конкретное время и организовать специальную парковку на бесплатных началах для своих клиентов.
При организации работы службы парковок следует помнить, что основная цель деятельности заключается в создании условий, при которых в часы пик на парковках остается не менее 10% свободных мест в часы наибольшей загруженности. И должна снижаться цена за парковку при загрузке парковки менее 40%. Для этого следует вести почасовой учет загрузки парковок, что не представляет особого труда при использовании должной процедуры и соответствующих технических устройств.
Очень важно помнить, что в системе организации парковок, технические средства (паркоматы) имеют далеко не главную роль. Важно создать стройную систему (процедуру) парковок. А паркоматы конечно нужны, но организованные парковки были в развитых странах уже в 50-х годах, когда о современных паркоматах еще и не мечтали. А эффект от службы парковок уже получали, эффект не в виде дохода, а в виде оптимальной организации движения. Именно для оптимальной организации движения и следует навести порядок с парковками в городе.
Возвращаясь к главной мысли главы, снижению пробок в городе, следует напомнить, что необходимо соблюдать следующие принципы. Нужны перехватывающие парковки, причем первые такие парковки должны появиться за 35 километров от центра такого города как Москва, и далее такие парковки должны бать через каждые 3-5 километров. Такие парковки должны располагаться не более чем в 5 минутах ходьбы от станции железной дороги или метро, в противном случае они не выполнят свою функцию (водитель должен потратить времени на дорогу в общественном транспорте до работы не больше чем, если бы он ехал на своей машине). Цена за парковку на таких дальних парковках должна начинаться с отрицательной, (на дальней парковке можно выдавать бесплатные билеты на электричку). Далее цена растет исходя из логики, что цена должна создавать условия, при котором выгоднее запарковать здесь машину и дальше поехать на метро или другом общественном транспорте. Служба парковки должна иметь хороший аналитический центр, позволяющий просчитывать цены исходя из логики создания условий для экономической целесообразности соответствующего поведения владельцев автомобилей, а не коммерческого проекта. То есть служба парковок создается в городе не для пополнения бюджета или организации рабочих мест, а выполняет социальную функцию, создает условия для снижения нагрузки на дорогах в центре города. И начинать следует именно с организации парковок в центре, далее двигаясь к окраинам.
Сегодня в городах не решена проблема утилизации старых автомобилей, и много мест занимают машины, которые с большой вероятностью уже никогда не будут ездить. С организацией системы парковок хозяева таких автомобилей вынуждены будут принять решение о дальнейшей их судьбе. Ведь оставлять на платной стоянке такой автомобиль будет разорительно. Следует предусмотреть процедуру, по которой хозяин отказывается от прав на старый «брошенный» автомобиль допустим в пользу муниципалитета, в таком случае дальнейшей утилизацией займется муниципальная служба.
Сейчас я скажу крамольное, считаю, что для устранения пробок деревья вдоль автомобильных дорог придется вырубить, никакой пользы от деревьев в условиях существующих автомобильных пробок нет. Разумнее и полезнее создать условия, чтобы не было пробок, то есть расширить за счет деревьев проезжую часть. Ведь движущийся автомобиль выделяет гораздо меньше вредных веществ, по сравнению со стоящим в пробке. Решение о вырубки таких деревьев, с целью организации парковок и велосипедных дорожек должно приниматься по представлению специализированной службы организации движения в городе, возможно, той же муниципальной службы парковок.
Безусловно, необходимо переделывать тротуары, выделяя полосу для движения велосипедистов, что позволит многим передвигаться от перехватывающих парковок к месту работы на велосипедах, при этом можно на перехватывающих парковках организовать прокат велосипедов.
Еще одна явная причина, почему в городе пробки (в основном пробки не целый день, а в так называемые часы пик), простая причина, автомобилям свободно двигаться мешают светофоры. Ведь светофор полезен только тогда когда движение больше чем низкое, но вреден, когда оно становиться интенсивным. Ведь если бы не было светофоров, движение бы не останавливалось, средняя скорость и пропускная способность существующих дорог выросла бы в разы. Способ избавиться от светофоров существует – это многоуровневые развязки. Логика постройки многоуровневых развязок очень простая, прежде чем расширять дорогу и «закапывать» туда деньги, сначала следует построить виадук, который наверняка снимет необходимость расширения дороги. Посмотрите на Ленинский проспект в г. Москве, достаточно построить буквально шесть виадуков на расстоянии от третьего транспортного кольца до МКАДа, продублировать пересечение МКАДа, и пробок на проспекте не будет уже никогда, ни через пять лет, ни через двадцать.
Каким же способом можно получить те преимущества, которые я здесь описал? Исключительно путем принятия федерального закона о городских парковках, создающего правовое поле для деятельности муниципальных служб парковок, системы штрафов и т.д. В стране много институтов (политические партии, общественные организации, научные организации и т.д.) призванных подготовить соответствующий законопроект, но он не написан, не принят и не действует. И сегодня в стране все больше городов, которые задыхаются в пробках, в том числе из-за «неправильно» припаркованных автомобилей.