Будущие формирует, созидание, честность и компетентность.
individ-2018

«Игры квартирного учета». Новый сезон 2019.

Игорь Кузник

к.э.н.

События с квартирным приборным учетом тепла в нашей стране развиваются как в популярном телесериале, идущем уже второй десяток лет. В самом начале государство вообще не участвовало в «сериале» и события разворачивались между сторонами теплоснабжения в виде попыток полюбовно договориться, ну и временами в сюжет вмешивались Суды, вынося решения в пользу то одной, то другой стороны. В 2004 году на сцену вышли законодатели, приняв ФЗ «Жилищный кодекс» с его знаменитой ст. 157, закрепившей право оплачивать коммунальные услуги по квартирным приборам учета. А в 2009 году принятый ФЗ «Об энергосбережении…» обязал устанавливать квартирные приборы учета в каждом новом доме. Было произнесено много красивых и умных речей о важности энергосбережения и эффективности, о необходимости приборного учета на всех уровнях производства, транспортирования и потребления ресурсов от источника до конечного потребителя. Правительство России не стало оставаться за «кулисами» и уже в 2006 вышло на авансцену, утвердив постановление № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в котором регламентировало как выполнять расчеты за потребленные коммунальные ресурсы/услуги в многоквартирном доме. С того времени Правительство России стало потихоньку забирать главную роль в вопросах учета и, пожалуй, самый запоминающийся эпизод произошел в 2011 году, когда, декларируя задачу исправления недостатков 307-го постановления, выпустило постановление № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым по факту исключило использование показаний квартирных приборов учета для определения размера платы за тепло.

В предыдущем сезоне 2018 года, Конституционный суд России по жалобе гражданина С.Н. Деминца, был вовлечен в этот захватывающий спектакль и вынес постановление о праве собственника квартиры рассчитываться на основе показаний квартирного прибора учета тепла, вне зависимости наличия таких приборов у соседей, и обязал внести соответствующие изменения в законодательные акты. В ответ Правительство России выпустило постановление № 1708 которым внесло изменения в правила предоставления коммунальных услуг.

Справедливость восторжествовала!? Права граждан восстановлены!? Что-то не так…?

Смоделируем ситуацию и выполним расчеты в соответствии с постановлением №1708.

Сценарные условия:

Возьмем для примера двухквартирный дом (квартиры одинаковой площади = 50м2), на вводе в дом есть общедомовой теплосчетчик (Qмкд) и в квартире №2 собственник установил квартирный теплосчетчик (Qкв2). Физически тепло потребляется в квартирах и в общих подъезде/подвале/чердаке (общедомовые нужды).

Показания приборов учета тепла за рассматриваемый период:

Qмкд = 10 Гкал

Qкв2 = 3 Гкал

Тариф = 1000 руб/Гкал

Постановление №1708: В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

3(1). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м… определяется по формуле 3(1):

Рi = (Vi + Si × (VД -∑Vi)/S об ×TT

 

где:

Vi – объем… тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение…, оборудованном индивидуальным… (квартирным) приборами учета…, а в i-м помещении…, не оборудованном индивидуальным… (квартирным) приборами учета, - исходя из площади такого помещения по формуле 3(7);

Si - общая площадь i-го помещения…;

VД – объем… потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный… на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии…;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; (прим. автора - площадь всех i-помещений)

TТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание: сокращения «…» выполнены автором, чтобы убрать словесный мусор и простому человеку можно было понять смысл написанного в постановлении правительства.

3(7). Объем… потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным… (квартирным) прибором учета i-е помещение… определяется по формуле 3(7):

Vi = Si × ∑Vипу/∑Siипу

 

где:

Si - общая площадь не оборудованного индивидуальным… (квартирным) прибором учета i-го помещения… в многоквартирном доме;

- сумма объемов тепловой энергии, определенных по показаниям индивидуальных… (квартирных) приборов учета за расчетный период… при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению…;

- сумма площадей i-х помещений… в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными… (квартирными) приборами учета, с применением показаний которых осуществляется расчет платы.

Выполняем расчеты:

Определяем оплату для кв. №1 в которой нет квартирного прибора учета тепла:

Определяем объём тепла по формуле 3(7).

V1=50×3/50=3Гкал

Определяем размер платы по формуле 3(1).

Р1=(3+50×(10-6)/100)×1000=5000 руб

Определяем оплату для кв. №2 в которой есть квартирный прибор учета тепла:

Р2=(3+50×(10-6)/100)×1000=5000 руб

Удивлены? Платеж за квартиру где есть прибор учета тепла, равен платежу за квартиру где нет прибора, а объемы потребления тепла равны - но в реальности так не может быть.

Хотели как лучше, а получилось как всегда? Нет, друзья мои, хотели и сделали как всегда… в интересах тех кому не выгодны квартирные приборы учета тепла. Данное постановление правительства не имеет никакого отношения к понятию справедливость и законность. Применение в формуле 3(7) для определения количества тепла показаний приборов из других квартир, не имеет никаких разумных объяснений, кроме одного – нам так хочется, потому что нашим друзьям монополистам-энергетикам выгодно когда нет квартирных приборов учета тепла. Формула 3(7) написана так, чтобы наличие или отсутствие квартирного прибора практически не влияло на размер оплаты за тепло, чтобы гражданину, установившему прибор в квартире, не было смысла экономить тепло. И сделано это осознанно, чтобы дискредитировать квартирный учет тепла…

Проблема современного Российского централизованного теплоснабжения заключается в том, что на «Западе» - в развитых странах, количество тепловой энергии на аналогичные задачи по отоплению зданий тратится в разы меньше, чем в России (в приведенных величинах). В себестоимости товара в принципе присутствуют только стоимость человеческого труда и использованная на создание товара энергия, плюс еще налоги. Если мы в России тратим в разы больше энергии на создание товара, за счет чего наша страна будет конкурентоспособна?

Складывается впечатление, что в угоду сегодняшним интересам монополистам-энергетикам (в долгосрочной перспективе монополистам не важно какое количество товара они продают), некоторые лоббисты-«горе-специалисты», сознательно идут на нанесение ущерба экономике страны.

Мы часто слышим выражения, «эффективное производство», «эффективный менеджмент», этот же термин следует применить и к нашему случаю – «эффективное теплоснабжение». Очевидно, что «эффективный» означает наиболее оптимальный процесс, при котором с наименьшими усилиями/затратами достигается требуемый эффект, в нашем случае комфортная температура в квартирах граждан при минимальном использовании энергии. Но постановление № 1708 действует строго в обратном направлении – увеличивает количество энергии, использованной для отопления зданий. Демотивирует граждан к энергосбережению. Следующим шагом в интересах тепловиков-монополистов видимо предложат снизить требование к сопротивлению теплопередачи ограждающих конструкций (предложат делать стены зданий тоньше).

Как только в квартирах устанавливаются приборы учета тепла, у граждан возникает мотив к рациональному потреблению и жители прикрывают батареи устанавливая в квартирах комфортную температуру близкую к санитарной норме – 18…20°С, обеспечивая в среднем снижение потребления ТЭ на 20%, что много раз было доказано на практике.

У меня как специалиста и гражданина «руки опускаются» когда я вижу, что делается в ЖКХ и энергетике, и к каким последствиям это может привести и обязательно приведет страну.

Постановление № 1708 это яркий пример некомпетентности, безответственности и наплевательского отношения со стороны правительства (чиновников) к интересам граждан желающих экономить на оплате коммунальных ресурсов. И разумеется это постановление напрямую противоречит решению Конституционного суда РФ.

Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 30-П:

…вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.

P.S. Для понимания абсолютного вреда от порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению утвержденного Постановлением № 1708, предлагаю рассмотреть еще один кейс. Представьте, что вы живете в МКД, у вас 149 соседей и вы, чтобы сэкономить, решили установить в своей квартире прибор учета тепла:

В вашем доме 150 квартир одинаковой площади = 50м2, на вводе в дом есть общедомовой теплосчетчик (Qмкд) и в своей квартире №150, вы установили квартирный прибор (Qкв150).

Показания приборов учета тепла за рассматриваемый период:

Qмкд = 750 Гкал

Qкв150 = 3 Гкал

Тариф = 1000 руб/Гкал

Выполняем расчеты:

Определяем оплату для кв. №1…149 в которых нет квартирных приборов учета тепла:

Определяем объём тепла по формуле 3(7).

V1…149=50×3/50=3Гкал

Определяем размер платы по формуле 3(1).

Р1…149=(3+50×(750-450)/7500)×1000=5000 руб

Определяем оплату для вашей кв. №150 в которой вы установили квартирный прибор учета тепла:

Р2=(3+50×(750-450)/7500)×1000=5000 руб

Впечатлило? Вы хотели сэкономить, установили в квартире прибор учета тепла, прикрывали батареи и форточки, установили систему рекуперации воздуха, но ваш платеж за квартиру оказался равен платежам в квартирах ваших соседей, которые ничего не пытались экономить (отапливали улицу через открытые форточки). Вы инвестировали в энергосбережение, а экономический эффект от мероприятий по энергосбережению в вашей квартире, размазали между всеми жителями дома. Понятно, что в таких условиях вы не будете заинтересованы в экономии тепла.

Есть такое латинское изречение "cui prodest" (куи продэст) - "кому выгодно?". И кто же выигрывает от того, что вы не будете экономить тепло, может быть тот, кто вам продаст это тепло? Вопрос разумеется риторический.

Вот такая совершенная демотивация к энергосбережению, совершенно сознательно создана постановлением правительства № 1708.

Получив высшее образование в институте культуры, первое десятилетие своей сознательной жизни, 80-е годы, я работал в учреждениях культуры, Кризис начала 90-х инициировал мой переход в реальный сектор экономики, я стал организатором и руководителем производства.

Наблюдая за развитием кризиса последних лет, я пришел к выводу, что обязан предложить мои знания и компетентность для решения проблем/задач, с которыми столкнулась страна, как минимум в области ЖКХ.

ОБО МНЕ

Авторизация