Умный счетчик, умный дом, умный город… сделать по уму.
В последнее время все чаще звучат новые словосочетания: «умный счетчик», «умный город», «цифровое ЖКХ» и другие ласкающие слух выражения. Многие начинают употреблять их просто чтобы соответствовать веяниям времени, некоторые искренне считают, что внедрение таких технологий решит часть проблем в ЖКХ и почти все убеждены, что «умные технологии» наведут порядок и обеспечат снижение затрат в жилищном хозяйстве городов. Я же вижу очередную «волшебную палочку», взмахнув которой мечтатели уповают на разрешение многочисленных проблем, накопившихся в отрасли за годы бесконечных реформ ЖКХ. И тем не менее прогресс не остановить, за «умными счетчиками» будущее и оно придет в каждую квартиру очень быстро, как это случилось с сотовыми телефонами, видеокамерами в подъездах и «соседскими группами» в социальных сетях.
Прежде всего следует напомнить - нельзя автоматизировать процесс, который не описан человеческим языком и если мы не очень хорошо представляем себе, что, как и куда должны передавать умные счетчики, то нужно сначала уточнить, что мы хотим и уж потом пытаться автоматизировать наши хотелки. Сама по себе автоматизация не является целью и интересом, если не считать интересов тех, кто производит и внедряет такое оборудование, и прежде чем заниматься автоматизацией, следует четко сформулировать - чего мы ждем от автоматизации и сколько готовы платить за обладание умными технологиями, чтобы не получилось «как всегда».
Подробнее: Умный счетчик, умный дом, умный город… сделать по уму.
Как не разорить тепловые сети?
В начале ХХI века, то есть почти 20 лет назад, в столице нашей Родины по поручению администрации города была проведена экспертная работа, с целью понять, что может дать установка квартирных счетчиков воды. После доклада экспертов слово взял один высокопоставленный чиновник Московского правительства и озвучил следующую мысль. «Это что же получается - молвил государев муж, - вот установят все москвичи в своих квартирах счетчики воды, начнут потреблять ее в 2 раза меньше, в результате Мосводоканал станет получать в 2 раза меньше денег, придет
Отказ от центральных тепловых пунктов и изменение температурных режимов в системах централизованного теплоснабжения, необходимый шаг на пути повышения энергоэффективности.
Доклад рабочей группы «НГ»
Группа специалистов задалась вопросом, почему так разнятся инженерные решения, применяемые в системах централизованного теплоснабжения в России и развитых странах (Дания, Финляндия) считающихся лидерами в области эффективного централизованного теплоснабжения. Предполагалось оценить эффективность применяемых решений у нас в России и у них, в Европе.
Для получения объективной оценки было предложено выполнить научную работу, целью которой являлось получение объективных данных, которые были бы приняты и услышаны не только специалистами в энергетике, но главное специалистами в управлении государством (экономистами и юристами). Результаты этой работы предлагаются вашему вниманию:
Суть работы сводится к проектированию условного города: проектированию внутренней разводки зданий, проектированию квартальных и магистральных тепловых сетей, проектированию источника тепловой энергии (ТЭЦ) для трех вариантов различных сценарных условий. Использование в качестве централизованного источника котельной не рассматривалось.
Первый сценарий основан на технических решениях сформулированных еще во времена СССР и повсеместно применяемых сегодня (температурный график 150/70 ОС с применением ЦТП и четырехтрубным подключением зданий). К примеру, так построена система теплоснабжения эксплуатируемая сегодня в г.Москве. Второй сценарий построен на отказе от использования ЦТП в пользу применения ИТП (так строят в Европе). А третий сценарий отличается изменением температурного графика в пользу температурного режима, при котором температура теплоносителя в подающем трубопроводе меняется по графику аналогичному 150/70, а в обратном трубопроводе всегда составляет 40 ОС.
Подробнее: Отказ от центральных тепловых пунктов и изменение температурных режимов в системах...
«Игры квартирного учета». Новый сезон 2019. Вторая серия.
Краткое содержание предыдущей серии: в предыдущей статье была рассмотрена ситуация вокруг квартирного учета тепла возникшая в связи с принятием Постановления Конституционным судом России о праве собственника квартиры рассчитываться на основе показаний квартирного прибора учета тепла, вне зависимости наличия таких приборов у соседей и было подробно разобрано постановление Правительства России № 1708, которое утвердило новые формулы (уже третья версия формул за годы реформ с момента принятия ЖК РФ № 188-ФЗ в 2004г.) расчетов за отопление в многоквартирном доме.
Общие выводы, к которым я пришел в предыдущей статье сводятся к тому, что свежее/очередное постановление Правительства № 1708 предписывающее определять размер потребления тепла в квартире без прибора на основании показаний прибора в другой квартире, не стыкуется с логикой и по своей сути противоречит постановлению Конституционного суда России. Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 30-П:
Подробнее: «Игры квартирного учета». Новый сезон 2019. Вторая серия.
«Игры квартирного учета». Новый сезон 2019.
Игорь Кузник
к.э.н.
События с квартирным приборным учетом тепла в нашей стране развиваются как в популярном телесериале, идущем уже второй десяток лет. В самом начале государство вообще не участвовало в «сериале» и события разворачивались между сторонами теплоснабжения в виде попыток полюбовно договориться, ну и временами в сюжет вмешивались Суды, вынося решения в пользу то одной, то другой стороны. В 2004 году на сцену вышли законодатели, приняв ФЗ «Жилищный кодекс» с его знаменитой ст. 157, закрепившей право оплачивать коммунальные услуги по квартирным приборам учета. А в 2009 году принятый ФЗ «Об энергосбережении…» обязал устанавливать квартирные приборы учета в каждом новом доме. Было произнесено много красивых и умных речей о важности энергосбережения и эффективности, о необходимости приборного учета на всех уровнях производства, транспортирования и потребления ресурсов от источника до конечного потребителя. Правительство России не стало оставаться за «кулисами» и уже в 2006 вышло на авансцену, утвердив постановление № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в котором регламентировало как выполнять расчеты за потребленные коммунальные ресурсы/услуги в многоквартирном доме. С того времени Правительство России стало потихоньку забирать главную роль в вопросах учета и, пожалуй, самый запоминающийся эпизод произошел в 2011 году, когда, декларируя задачу исправления недостатков 307-го постановления, выпустило постановление № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым по факту исключило использование показаний квартирных приборов учета для определения размера платы за тепло.
В предыдущем сезоне 2018 года, Конституционный суд России по жалобе гражданина С.Н. Деминца, был вовлечен в этот захватывающий спектакль и вынес постановление о праве собственника квартиры рассчитываться на основе показаний квартирного прибора учета тепла, вне зависимости наличия таких приборов у соседей, и обязал внести соответствующие изменения в законодательные акты. В ответ Правительство России выпустило постановление № 1708 которым внесло изменения в правила предоставления коммунальных услуг.
Справедливость восторжествовала!? Права граждан восстановлены!? Что-то не так…?
Смоделируем ситуацию и выполним расчеты в соответствии с постановлением №1708.
Сценарные условия:
Возьмем для примера двухквартирный дом (квартиры одинаковой площади = 50м2), на вводе в дом есть общедомовой теплосчетчик (Qмкд) и в квартире №2 собственник установил квартирный теплосчетчик (Qкв2). Физически тепло потребляется в квартирах и в общих подъезде/подвале/чердаке (общедомовые нужды).
Показания приборов учета тепла за рассматриваемый период:
Qмкд = 10 Гкал
Qкв2 = 3 Гкал
Тариф = 1000 руб/Гкал