Будущие формирует, созидание, честность и компетентность.
slajd2

«Несть пророка в отечестве своем»

В очередной раз убеждаюсь, что наши люди не верят в правильность слов человека, который находится рядом с ними, пусть он хоть трижды ученый. Наши люди уверены, что все правильное рождается исключительно устами чиновников (законов и постановлений власти, а иногда и просто заявления чиновника по «зомбоящику»).

После очередного «улучшения» (новой редакции) правил предоставления коммунальных услуг №354 в 2011 г., мною многократно, с разных трибун, заявлялось о незаконности этих «улучшений», фактически лишивших прав собственников квартир рассчитываться на основании показаний квартирных приборов учета тепла, которые записаны в ЖК РФ ст. 157.1. «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг…».

Понятно, что такие «улучшения» были в 2011г. пролоббированы ресурсоснабжающими организациями (РСО), которые хорошо знают – массовый квартирный учет тепла обеспечит снижение потребления тепловой энергии (ТЭ) на 20-30% (как это случилось с потреблением воды, когда массово стали устанавливать кв. счетчики воды), а потерять 20% объёма реализации своего товара (ТЭ) РСОшники очень не желают. Я предупреждал, что собственники квартир не смирятся с таким бесправием, будут всеми силами отстаивать свое законное право, так это и произошло, через 7 лет выяснилось, что такие «улучшения» нарушили даже конституцию России: Конституционный Суд России рассмотрел и вынес однозначное решение: Норма правил № 354, не позволяющая рассчитываться за ТЭ по показаниям кв. приборов учета, нарушает конституционные принципы равенства, правовой определенности, справедливости и соразмерности, а также баланс публичных и частных интересов. Оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, прилагаемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ".

ам нужно столько энергии, сколько нужно,
а не столько, сколько нам её хотят продать!

Справедливая цена на энергоресурсы - цель реформы энергетики.

Общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике создавать условия свободного функционирования рынка: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно. Регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо. При этом, создавая механизмы воздействия, государство должно находить критерии, по которым следует объективно оценивать эффективность работы «регулируемого» предприятия (монополиста).
Интересно посмотреть сталкивается ли бизнес с задачами схожими с государственным регулированием производителей находящихся в монопольном положении? Находит ли он эффективное решение подобных задач. И если находит, то не может ли государство научиться у бизнеса, применять подобный механизм для управления естественными монополиями? Да бизнес сталкивается с подобными задачами и довольно часто. Компаниям, выпускающим на рынок товар очень часто нужны производства, которые работают на собственного внутреннего потребителя (например, у производителя пластмассовых изделий собственный участок по производству пресс-форм). Такие производства (пресс-форм) не находятся в конкурентной среде, следовательно перед владельцами бизнеса встает аналогичная задача, оценивать эффективность и качество внутреннего производителя не по рыночным механизмам. Каким же инструментом в таких случаях пользуются владельцы бизнеса? Рассмотрим наглядный пример: на одном из заводов, работающих на концерн БМВ (Мюнхен), я в составе делегации знакомился с работой участка по производству форм для литья алюминия, затем на этих формах отливают корпуса деталей автомобиля. На наш вопрос о «загрузке» участка, начальник (бывший наш соотечественник) пояснил: участок получает от компании заказ на производство только 60% от требуемого количества форм, остальные формы заказываются на стороне (на конкурентном рынке). Таким образом, завод может сравнивать, не переплачивает ли он своему участку за формы, имея для сравнения информацию по какой цене куплены аналогичные формы у сторонних изготовителей. В свою очередь участок обязан получать заказы на изготовление форм для сторонних заказчиков, и участок вынужден работать на конкурентном рынке, а собственник завода получает еще один инструмент контроля эффективности участка. Если участок делает некачественные формы или предлагает свою работу дорого, то не получит сторонних заказов, именно наличие сторонних заказов, их сложность (наличие рекламаций и др.) позволяют собственнику завода объективно оценивать эффективность участка вне привязанности ко всему заводу.
Одна из функций, выполняемых рынком, заключается в объективном сравнение товаров разных производителей (через здоровые интересы покупателей) и покупке товара у того, кто предлагает более низкую цену (при сопоставимом качестве). Как правило, такой производитель и является наиболее эффективным. То есть рынок сравнивает эффективность разных производителей и при равных количественных и качественных показателях товара отдает предпочтение более доступному по цене. Задача государства в таком случае, контролировать достаточность конкуренции на рынке, создать стройные правила по объективному количественному учету товара и создать правила (требования) по качественным характеристикам товара. При выполнении государством своих функций возникает цивилизованный рынок, на котором выигрывает оптимальный и эффективный производитель. Безусловно, существует большое влияние рекламы на выбор покупателя, но при правильном государственном рекламном законодательстве, каждый производитель получает равные возможности рекламирования, да и реклама определяет лишь «первую» покупку, «вторую» покупку все равно определяет соотношение качества, спроса и предложения.
На монополистическом рынке (например, производство тепловой энергии) покупатель не может выбирать поставщика товара, а в существующей ситуации владелец квартиры, как правило, не может влиять на количество потребленного товара (коммунального ресурса). В силу объективных причин владелец квартиры не способен оценивать и качество товара. Государство обязано создать условия для появления у покупателя возможности приобретать столько товара, сколько ему нужно. При этом вопрос качества товара (такого сложного как тепловая энергия), скорее всего, может сохраниться за государством. Также государство должно создать условия, для появления инструмента позволяющего устанавливать справедливую цену на товар, произведенный монополистом. Такой инструмент может стать объективным только если созданы условия при которых монополист будет заинтересован снижать свои затраты, стоимость сырья (топлива), фонд оплаты труда, накладные расходы. Такой интерес у монополиста возникнет только при условии сохранения у него дополнительной прибыли, получаемой в результате снижения (оптимизации) своих затрат.
Государственный контроль цен, их регулирование, выполняется для ограничения негативных последствий монополистической деятельности. И целью государства при контролировании ценообразования товара произведенного монополистом является предоставление обществу товара или услуги по справедливой цене, а не сам контроль прибыли монополиста или контроль себестоимости его работ. Но ограничивая монополисту прибыль, государство делает как минимум две ошибки: снижает инвестиционную привлекательность монополиста и уменьшает его возможную инновационную деятельность.

Поверка, как много в этом термине...

Вопросы учета коммунальных ресурсов с каждым годом становятся все актуальнее, а квартирные счетчики коммунальных ресурсов (вода, газ, электричество и тепло) прочно входят в жизнь наших граждан. Вопросы и дискуссии вокруг их необходимости потихоньку сходят на нет и сегодня уже практически не встречаются специалисты, сомневающиеся в необходимости счетчиков не только на источниках ресурсов, но и в квартирах у конечных потребителей. С большим трудом, но возникает некий порядок использования показаний счетчиков при начислении оплаты за потребленные ресурсы.

Есть процедура - поверка счетчика, с которой граждане мало знакомы и вокруг которой ходят всякие слухи и домыслы. Первое, что следует знать о поверке это то что ее не надо путать с проверкой. Поверка, это узаконенная государством процедура (ФЗ №102 «об обеспечении единства измерений») для СИ (средств измерений), на основании которой мы верим (доверяем) показаниям счетчика, а счетчик является СИ. Срок такого доверия ограничен во времени и называется – межповерочный интервал. У разных типов счетчиков и разных производителей межповерочный интервал может отличаться, от 4-6 лет на счетчики тепла и воды, до 16 лет на счетчики газа и электричества.

Многие помнят знаменитый мультфильм про Левшу и крылатую фразу – передайте государю, что англичане ружья кирпичом не чистят... давайте рассмотрим, а как сертифицируют и поверяют счетчики у «них»?

Квартирный учет тепла.

Кризис продолжается, наши доходы растут в телевизоре, а в реальной жизни растут цены в магазинах и тарифы на услуги ЖКХ. Многие решили вернуться к «старому», к огороду, посадить на даче редиску, лучок и огурчики, а главное - картошку с капустой. Во времена кризиса многие пытаются экономить, переосмысливают свои затраты, пытаются получить достаточный для жизни набор товаров и услуг, за меньшие деньги. Диссонансом в это трудное время выглядят коммунальные услуги, они регулярно растут без всякого на то разумного объяснения. И сделать с этим отдельные граждане ничего не могут, остается только как всегда – спасать «утопающих», руками самих «утопающих». То есть, если гражданин никак не может воздействовать на стоимость «колбасы», то остается только один способ сэкономить, путем покупки меньшего количества этой самой «колбасы».

Может ли гражданин реально повлиять на размер оплаты коммунальных ресурсов, попросту говоря, сэкономить на оплате за квартиру. Может, если в квартире стоит счетчик электроэнергии, воды или газа, тогда владелец квартиры, снизив собственное потребление «колбасы», соответственно уменьшит свои затраты на плате за коммунальные услуги/ресурсы. Если вглядеться в платежку ЖКХ за квартиру, то для жителей большей части территории России (холодноватый у нас климат), едва ли не половина платежа приходиться на услуги по отоплению, а как правило это самая большая сумма в «квиточке» на оплату коммунальных услуг.

Логичен вопрос, можно ли поставить в квартире счетчик на тепло и прикрывать батареи, когда уходишь из дома? Есть ли такие счетчики? Как они устроены? Где их можно купить? Как организовать квартирный учет тепловой энергии с целью начать экономить тепло, чтобы соответственно снизить плату за квартиру.

Метод «альтернативного котла».

В экономике как науке, есть метод определения цены применяемый в расчетах для предприятий, находящихся в естественном монопольном положении на рынке, называемый альтернативным. Т.е. выполняется расчет, не исходя из затрат монополиста, что мы любим и успешно делаем со времен плановой экономики СССР, а исходя из возможности альтернативного способа получения товара/услуги.

25 июля Совет Федерации на пленарном заседании одобрил поправки в закон «О теплоснабжении», предусматривающие внедрение механизма ценообразования по методу «альтернативной котельной».

Говорят, что закон направлен на повышение эффективности функционирования, оптимизацию и развитие систем теплоснабжения.

Закон меняет систему регулирования в области тарифообразования, государство более не будет регулировать все тарифы в теплоснабжении, а планирует устанавливать только предельный уровень цены на тепловую энергию для конечного потребителя, по методу «альтернативной котельной». Тариф предполагается рассчитываться из расчетов - сколько тепловая энергия могла бы обойтись потребителю в случае строительства им собственной котельной. Предполагается введение такой схемы в населенных пунктах по представлению глав муниципалитетов. Рост стоимости до уровня «альтернативной котельной» планируют растягивать на переходный период (от 5 до 10 лет).

А у меня, как специалиста в области энергоэффективности, защитившего диссертацию по теме «Методы управления эффективностью централизованного теплоснабжения» встречное предложение к властям, давайте внедрим метод «альтернативного котла».

Получив высшее образование в институте культуры, первое десятилетие своей сознательной жизни, 80-е годы, я работал в учреждениях культуры, Кризис начала 90-х инициировал мой переход в реальный сектор экономики, я стал организатором и руководителем производства.

Наблюдая за развитием кризиса последних лет, я пришел к выводу, что обязан предложить мои знания и компетентность для решения проблем/задач, с которыми столкнулась страна, как минимум в области ЖКХ.

ОБО МНЕ

Авторизация