Будущие формирует, созидание, честность и компетентность.

Поверка, как много в этом термине...

Вопросы учета коммунальных ресурсов с каждым годом становятся все актуальнее, а квартирные счетчики коммунальных ресурсов (вода, газ, электричество и тепло) прочно входят в жизнь наших граждан. Вопросы и дискуссии вокруг их необходимости потихоньку сходят на нет и сегодня уже практически не встречаются специалисты, сомневающиеся в необходимости счетчиков не только на источниках ресурсов, но и в квартирах у конечных потребителей. С большим трудом, но возникает некий порядок использования показаний счетчиков при начислении оплаты за потребленные ресурсы.

Есть процедура - поверка счетчика, с которой граждане мало знакомы и вокруг которой ходят всякие слухи и домыслы. Первое, что следует знать о поверке это то что ее не надо путать с проверкой. Поверка, это узаконенная государством процедура (ФЗ №102 «об обеспечении единства измерений») для СИ (средств измерений), на основании которой мы верим (доверяем) показаниям счетчика, а счетчик является СИ. Срок такого доверия ограничен во времени и называется – межповерочный интервал. У разных типов счетчиков и разных производителей межповерочный интервал может отличаться, от 4-6 лет на счетчики тепла и воды, до 16 лет на счетчики газа и электричества.

Многие помнят знаменитый мультфильм про Левшу и крылатую фразу – передайте государю, что англичане ружья кирпичом не чистят... давайте рассмотрим, а как сертифицируют и поверяют счетчики у «них»?

Практика сертификации и поверки счетчиков ресурсов в мире удивительна, от полного невмешательства государства в США: не нужен государственный сертификат, государство не регламентирует вопросы поверки, а возникающие споры, связанные с использованием счетчиков, разрешаются в суде. И если производитель сделал счетчик с характеристиками, не соответствующими заявленным в паспорте, то американский судья найдет возможность объяснить такому производителю, что так делать не надо. Или поставщик ресурса решил злоупотребить своим монопольным положением, или потребитель надумал экономить путем скручивания счетчика… все злоупотребления останавливает американский судья, а не чиновник из министерства строительства и ЖКХ. Вопрос периодических испытаний для подтверждения метрологических характеристик счётчика, аналог рассматриваемой нами поверки, решают сами пользователи счетчика (поставщик и потребитель ресурса) с учетом рекомендации производителя счетчика.

Другой подход к вопросам сертификации наблюдается в странах ЕС: нужен сертификат и необходима периодическая поверка, выглядит это примерно так же, как и у нас, только работы по сертификации и поверки в гораздо меньшей степени чем у нас, зависят от метрологических чиновников. Ну и разумеется, по вопросам установки и эксплуатации счетчиков, мнение чиновников от ЖКХ тоже не учитывается. Есть нюансы и по поверке, в процессе эксплуатации требования к погрешности счетчиков снижаются по сравнению с требованиями, предъявляемыми к новым счетчикам. А возникающие споры тоже решаются в суде.

На мой взгляд, в целях улучшения ситуации в вопросах сертификации, поверки и эксплуатации счетчиков (снижение стоимости владения счетчиками и минимизирование чиновничьего надзора), стоило бы законодательно поправить нормы действующие в России сегодня:

  1. Разрешить сторонам ресурсоснабжения (поставщик и покупатель) пропускать по согласию сторон один очередной срок поверки. Если срок поверки счетчика 6 лет и стороны не видят нужды выполнять поверку (показания счетчика ожидаемые), то они могут составить акт, на основании которого пропускается очередная поверка, о чем делается соответствующую запись в паспорт счетчика.
  2. При поверке счетчика в процессе эксплуатации, снизить метрологические требования в полтора или даже два раза по сравнению с требованиями, предъявляемыми к новым счетчикам.
  3. Увеличить срок действия сертификата/свидетельства на счетчик (право на производство счетчиков утвержденного типа) с сегодняшних 5-ти, хотя бы до 8-ми лет, а в перспективе сделать бессрочными.
  4. Предоставить сторонам ресурсоснабжения право устанавливать последовательно свой счетчик. Снизить количество споров о правильности работы счетчика.
  5. Экспертным органом по установки и эксплуатации счетчиков должен быть один орган – Росстандарт России (скорее всего в виде лиц, аккредитованных на право проведения таких экспертиз). Вооружить российские суды инструментом в лице Росстандарта, для принятия спорных решений на основе квалифицированных экспертиз.

Следует обратить внимание пользователей счетчиками на то, что сертификат, а точнее свидетельство об утверждении типа средств измерений, определяет только срок в течении которого разрешается производить счетчики. Эксплуатировать счетчик можно до тех пор, пока счетчик проходит поверку или законодатель примет решение ограничить срок эксплуатации конкретных типов счетчиков.

В паспортах на СИ как правило есть запись – средний срок службы счетчика. История появления такой записи обоснована необходимостью иметь эту цифру для амортизации счетчика в бухгалтерии. Данный срок никоем образом не может служить основанием для ограничения срока эксплуатации счетчика.

Поверку в России имеет право осуществлять любая организация, аккредитованная на право поверки при Росстандарте РФ, имеющая соответствующий сертификат с указанием области аккредитации (типов СИ которые она имеет право поверять).

Необходимо законодательно разделить понятия «учет» и «измерение» ресурса. Счетчики являясь СИ (средством измерения) выполняют именно измерение количества потребляемого ресурса, а учетом следует называть процедуру, которая обеспечивает подготовку платежных требований на основе измеренного счетчиком количества ресурсов. В процедуре учета в целях получения баланса зачастую требуется начислить дополнительное количество ресурса (небаланс), к примеру ресурса, потребленного на общедомовые нужды (ОДН) и распределенного пропорционально общедолевой собственности.

Еще один важный момент. Для всех СИ в процессе утверждения типа обязательно описывается процедура инсталляции (монтажа) прибора и его эксплуатации. Все проекты в конечном итоге сводятся к переписыванию соответствующего раздела РЭ (руководства по эксплуатации) счётчика и привязкой к месту на объекте, при этом зачастую с ошибками. То есть никакого проекта установки (монтажа) счетчика по большому счету не требуется, это примерно тоже самое, как требовать проект установки смесителя, манометра или унитаза. Миллионы выполненных проектов узлов учета тепловой энергии (установка теплосчетчиков) по стране, по факту профанация и потраченные на ненужную работу деньги.

P.S.

Напомню цели приборного учета:

  • Создание условий для выполнения требований российского законодательства к совершению товарно-денежных операций при продаже-покупке ресурсов (товаров). Обязательным условием продажи товара является объективная информация о его количестве.
  • Создание условий для оптимального потребления ресурса (так называемая экономия). Стимулирование более рационального использования ресурсов.
  • Создание условий социальной справедливости. Каждый платит только за то, что он потребил (малообеспеченный гражданин, благодаря счетчику, может в разы снизить плату за ресурсы).

Получив высшее образование в институте культуры, первое десятилетие своей сознательной жизни, 80-е годы, я работал в учреждениях культуры, Кризис начала 90-х инициировал мой переход в реальный сектор экономики, я стал организатором и руководителем производства.

Наблюдая за развитием кризиса последних лет, я пришел к выводу, что обязан предложить мои знания и компетентность для решения проблем/задач, с которыми столкнулась страна, как минимум в области ЖКХ.

ОБО МНЕ

Авторизация