Будущие формирует, созидание, честность и компетентность.
sayany-1

И.В. Кузник

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Методы повышения эффективности

централизованных систем теплоснабжения.

Часть 1

Потребление энергетических ресурсов в РФ в разы превышает потребление в развитых странах, при решении аналогичных задач. Мириться с такой ситуацией, значит сознательно планировать отставание страны в условиях глобальной конкуренции. Понимание этого нарастает в сознании специалистов, простых граждан и государственных менеджеров, но только понимание задачи эффективного использования энергии, не является достаточным основанием для появления положительной динамики в ее решении. Нужно четкое представление что делать, как делать и что еще важнее - для чего делать.

Рассматривая задачу повышения эффективности централизованных систем теплоснабжения в первую очередь необходимо ответить на вопрос - что такое эффективность, как и чем ее следует измерять?

В 2011г. группой ученых была выполнена работа, целью которой являлось определение стоимости владения (инвестиции и содержание) системы централизованного теплоснабжения города от газовой теплоэлектростанции с населением 100 000 чел. для трех различных технологических сценариев, результаты расчётов приведены в таблице 1:

Таблица 1 (тыс. руб.)

параметр

значение

сценарий 1

сценарий 2

сценарий 3

 

температурный график/режим

наличие ЦТП/ИТП

тип регулирования

150/70

ЦТП

качеств.

150/70

ИТП колич./кач.

150/40

ИТП колич./кач.

1.1.

Затраты (инвестиции) на строительство системы

7 759 600

7 265 225

7 041 587

1.2.

Затраты на содержание системы, 20 лет

8 023 000

6 482 080

6 482 080

1.3.

Затраты на топливо (газ), 20 лет

9 843 000

9 673 200

9 576 900

1.4.

Доход от реализации эл.энергии, 20 лет

6 812 980

7 960 368

7 932 192

1.5.

Доход от реализации тепловой энергии, 20 лет

17 980 677

17 980 677

17 980 677

1.6.

Эффект (превышение доходов над расходами)

- 831 943

2 520 540

2 812 302

 

Эффективность инвестиций

- 11%

34%

40%

Выполненная работа наглядно показывает, что система построенная по сценарию 1, требует самых больших инвестиций и затрат на содержание. Более всего участников рабочей группы поразил вывод (открытие), что инвестиции необходимые для строительства системы по сценарию 3, на 10% меньше, чем по сценарию 1.

Под сценарием 1 скрывалась система аналогичная г. Москва и в приведенных условиях под сценарием 2 – Рига, сценарием 3 – Копенгаген.

Еще один наглядный пример: в г. Москва температурный график на вводе в дом (в котором я живу) ~ 90/70°C, следовательно, тепловая энергия, потребленная за расчетный период, составит:

Q = (20t)*M                                               (1)

Где: М – масса теплоносителя, t – разность температур.

А в г. Копенгаген температурный график/режим ~ 120/40°C, следовательно, то же самое количество тепловой энергии Q составит:

Q = (80t)*0,25M                              (2)

Из формулы наглядно видно, что для транспортирования одинакового количества тепловой энергии в г. Копенгаген используется в 4 раза меньше теплоносителя по сравнению с г. Москва.

Продолжаем… теплоноситель сам по трубопроводам не течет, его двигают насосы, которые потребляют электрическую энергию. Формула потребления электрической энергии насосами:

N = V *M3                                         (3)

Где: V - гидравлическое сопротивление системы.

Из формулы (при условии равенства сопротивлений) следует, что в г. Москва для переноса того же количества тепловой энергии, используется в 64 раза больше электрической энергии, чем в Копенгагене.

Так как сопротивление системы мы приняли одинаковым, то учитывая, что в Копенгагене в четыре раза меньший расход теплоносителя, трубопроводы получаются в два раза меньшего диаметра:

D = √M                                            (4)

Где: D – диаметр трубопровода.

Во-первых, трубы меньшего диаметра дешевле, а соответственно дешевле и задвижки, и фильтры и теплосчетчики, и пр. оборудование (что наглядно доказано в табл.1), а во-вторых, это приводит к снижению потерь тепловой энергии опять же в два раза:

q = S*K*δt                                       (5)

Где: q – потери тепловой энергии, S – площадь трубопровода, которая пропорциональна диаметру, K – коэффициент теплопередачи (теплоноситель-воздух), δt – разность температур (теплоноситель-воздух).

Универсальным мерилом эффективности у экономистов является рубль (денежный эквивалент), но когда мы оцениваем эффективность монополиста, цена на товар которого назначается, использовать рубль как мерило эффективности некорректно. Нужны иные показатели эффективности, не зависящие от назначенной цены на товар. В централизованном теплоснабжении такими показателями эффективности (назовем их далее натуральными), по моему убеждению, являются:

  • Гкал/т - количество энергии, перенесенное одной тонной теплоносителя (показатель эффективности переноса тепловой энергии теплоносителем);
  • м/с – скорость движения теплоносителя в трубопроводе (показатель эффективности загрузки трубопровода);
  • Вт/м2*ºС - приведенные потери тепловой энергии при транспортировании (показатель эффективности теплоизоляции трубопроводов).

Я утверждаю - достаточно знать три этих натуральных показателя энергоэффективности, чтобы сравнить конкретную систему теплоснабжения с системами других городов, а также во временном горизонте, и на основе этого сравнения делать вывод о направлении вектора изменений системы, в разрезе энергоэффективности. Обращаю внимание, что для получения первого показателя, достаточно иметь данные с теплосчетчика установленного на выходе источника за рассматриваемый период. Как вычислять другие показатели, подробнее изложено в моей книге «Централизованное теплоснабжение. Проектируем эффективность».

Какие следует сделать выводы из выше приведенного - технология транспортирования тепловой энергии имеет свои особенности: так при более сильном охлаждении теплоносителя в обратном трубопроводе (увеличении разности температур), уменьшаются транспортные потери и снижается потребление электрической энергии на работу циркуляционных насосов. Отсюда можно сформулировать -

Первый закон энергоэффективности централизованного теплоснабжения: чем больше разность температур теплоносителя в подающим и обратном трубопроводах – тем выше энергоэффективность централизованной системы теплоснабжения.

Проблема не использования такого инструмента (увеличение разности температур) повышения эффективности кроется в том, что сильнее охладить теплоноситель может потребитель, а экономический эффект получает поставщик. Для понимания этого рассмотрим еще один наглядный пример в таблице 2 (температура на улице = – 20).

Таблица 2.

ресурс

90/70

90/50

эффект

Потери тепловой энергии

200*π*D*L*K

180 *π*D*L*K

10 %

Затраты электрической энергии на работу сетевых насосов

М3*V

(0,5*М)3*4V

За счет увеличения гидравлического сопротивления системы

50 %

М3*V

(0,5*М)3*V

За счет уменьшения перепада давлений

87,5%

Потребитель может снизить температуру в обратном трубопроводе с 70 до 50 градусов, путем увеличения поверхности (площади) отопительных приборов, но возникший эффект в виде снижения тепловых потерь (10%) и экономии электроэнергии на работу сетевых насосов (от 50 до 87,5%) полностью достанется поставщику ТЭ.

Кроме натуральных показателей энергоэффективности систем теплоснабжения, интересны следующие экономические показатели поставщика тепловой энергии:

  • Цена Гкал / Цена Гкал средневзвешенная по стране;
  • Стоимость первичного источника энергии (газ/уголь) / Валовая выручка;
  • ФОТ / Валовая выручка;
  • Средняя зарплата / Средняя зарплата в регионе;
  • Ремонты / Валовая выручка;
  • Инвестиции / Валовая выручка;
  • Прибыль / Валовая выручка;
  • Налоги / Валовая выручка.

Эти показатели важны для анализа обоснованности затрат при формировании/утверждении цены на тепловую энергию.

Вернемся к задаче получения максимальной разности температур теплоносителя, в соответствии с предложенным законом энергоэффективности. Каким образом простимулировать потребителя к максимальному охлаждению температуры теплоносителя в обратном трубопроводе?

Существует эффективный механизм, используемый за рубежом в виде четырехступенчатых тарифов, позволяющий сформировать консенсус интересов сторон и стимулирующий эффективное потребление ресурсов:

1 ступень - 30 % бюджета поставщика формируется за счет фиксированной оплаты (плата абонентская или за мощность), рубль/м2 площади отапливаемого помещения. Эта часть оплаты позволяет учесть интересы поставщиков тепловой энергии и снизить их сопротивляемость желаниям потребителя экономить ресурс;

2 ступень - 40 % бюджета поставщика формируется за счет переменной оплаты, рубль/Гкал на основе показаний теплосчетчиков. Эта часть оплаты позволяет учесть интересы потребителей, желающих экономить тепловую энергию;

3 ступень - 30% бюджета поставщика формируется за счет переменной оплаты, рубль/м3 расхода теплоносителя. Эта, пожалуй, самая важная ступень тарифа позволит учесть интересы потребителей желающим экономить (простимулирует желание потребителей модернизировать существующее у них инженерное оборудование) за счет снижения расхода теплоносителя (путем большего охлаждения теплоносителя) и совместит с интересами поставщиков, у которых соответственно снизятся транспортные потери тепловой энергии, и снизится потребление электроэнергии сетевыми насосами. Снижение расходов теплоносителя позволит снизить перепад давлений в сетях, и как следствие – приведет к увеличению срока эксплуатации трубопроводов и лучшее теплоснабжение концевых потребителей. Но самое главное применение такой ступени тарифа позволит экономически обосновать модернизацию системы теплопотребления у потребителя (установку индивидуальных тепловых пунктов, поквартирного регулирования, автоматики и т.д.). Ведь нельзя же создать бизнес-план, в котором источником возврата инвестиций будет являться отсутствие штрафов за нарушение режимов теплопотребления, а именно c помощью системы штрафов сегодня пытаются заставить потребителя соблюдать температуру теплоносителя в обратном трубопроводе. Другое дело, когда в результате технологического перевооружения здание станет отапливаться по новому температурному графику 90/50 °C, против прежнего 90/70 °C (см. таблицу 2). Расходуя теплоносителя в 2 раза меньше, при том же потреблении тепловой энергии, потребитель получит экономический эффект с учетом предлагаемой системы тарифов в размере 15% (30%/2). А со стороны поставщика такая экономия потребителем может только приветствоваться, так как она приведет к соответствующей экономии у поставщика.

4 ступень - ± К*Q*(dTср – dTп)

где Q – количество тепловой энергии, потребленной за рассматриваемый период,

dTср – среднее значение разности температур у потребителя в рассматриваемый период,

dTп - среднее значение разности температур по всем потребителям данной сети в рассматриваемый период,

К – коэффициент (тариф) в рублях.

Это дополнительная мотивирующая ступень, которая уменьшает или увеличивает величину платы потребителей за эффективное (неэффективное) охлаждение теплоносителя. Она позволит простимулировать интересы потребителей желающих экономить (подстегнет желание потребителей модернизировать существующее у них инженерное оборудование), и одновременно наказать рублем потребителей, не проводящих мероприятий по более эффективному охлаждению теплоносителя. Важно, что эта ступень никак не скажется на объемах финансовых поступлений поставщику тепловой энергии, в среднем выручка поставщика не изменится, одни потребители будут получать экономический эффект за счет других. Размер (тариф) оплаты по данному платежу должна составлять от 2 до 3% величины тарифа за тепловую энергию, что например, при разности дельт (dTср – dTп) = [10]°C, составит 8-12% «поощрения» в деньгах.

К методам государственного управления эффективностью централизованного теплоснабжения следует отнести:

  1. Система показателей энергоэффективности;
  2. Стимулирующие тарифы;
  3. Стимулирующая система ценообразования:
    • справедливая цена на энергоресурсы.
  4. Нормы стимулирующие энергоэффективность;
  5. Стимулирующее налогообложение:
    • налог на «неверные» технологии;
    • налог на неэффективное потребление энергии.
  6. Система учета потребления энергоресурсов;
  7. Фонды энергосбережения:
    • финансирование от стимулирующего налогообложения;
    • инвестирование в энергоэффективность;
    • контроллинг соблюдения показателей энергоэффективности.

Рассмотрев первые два метода, предлагаю вашему вниманию проанализировать вопрос ценообразования:

Общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике создавать условия свободного функционирования рынка: конкуренция должна обеспечиваться - везде, где возможно, а регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо. При этом, создавая механизмы воздействия, государство должно находить критерии, по которым следует объективно оценивать эффективность работы «регулируемого» предприятия (монополиста).

Одна из функций выполняемых рынком заключается в объективном сравнении товаров разных производителей (через здоровые интересы покупателей) и покупке товара у того, кто предлагает более низкую цену (при сопоставимом качестве). Как правило, такой производитель и является наиболее эффективным. То есть рынок сравнивает эффективность разных производителей, а при равных количественных и качественных показателях товара, отдает предпочтение товару более доступному по цене. Задача государства в таком случае, контролировать достаточность конкуренции на рынке, создать стройные правила по объективному количественному учету/измерению товара и правила (требования) по качественным характеристикам товара. При выполнении государством этих функций возникает цивилизованный рынок, на котором выигрывает оптимальный и эффективный производитель.

На монополистическом рынке (наш случай - производство тепловой энергии) покупатель не может выбирать поставщика товара, а в существующей ситуации конечный потребитель (владелец квартиры), зачастую не может прямо влиять и на количество потребленного товара. Государство обязано создать условия для появления у покупателя возможности приобретать столько товара, сколько ему нужно, а не столько, сколько его хочет продать поставщик. Безусловно, государство должно создать условия появления инструмента позволяющего устанавливать справедливую цену на товар, произведенный монополистом. Такой инструмент может стать объективным только если созданы условия, при которых монополист будет заинтересован снижать свои затраты (стоимость топлива, фонд оплаты труда, накладные расходы и пр.). Мотив снижать издержки/затраты возникнет у монополиста только при условии сохранения у него дополнительной прибыли, получаемой в результате оптимизации своих затрат.

Государственный контроль цен, их регулирование, выполняется для ограничения негативных последствий монополистической деятельности. И целью государства при контролировании ценообразования товара произведенного монополистом является - предоставление обществу товара или услуги по справедливой цене, а не сам контроль прибыли монополиста и/или себестоимости его работ. Ограничивая монополисту прибыль, государство делает как минимум две ошибки: снижает инвестиционную привлекательность монополиста и уменьшает его возможную инновационную деятельность.

Контролируя расходы и ограничивая прибыль монополиста, государство вообще-то совершает еще и третью ошибку, этим оно стимулирует рост затрат у монополиста. Естественное желание любого бизнеса получить максимальную прибыль, и если нельзя получить ее напрямую в компании монополисте, всегда можно создать «ООО» которое оказывает услуги монополисту. Уверен, вы догадались, кому будет принадлежать такое «ООО», и по какой цене оно будет оказывать услуги монополисту. Подтверждением правоты выше изложенного является деятельность, которой сегодня в основном заняты экономические службы монополистов - они заняты собиранием доказательств, чтобы обосновать собственные затраты. А в компаниях работающей на конкурентном рынке экономические службы заняты поиском внутренних резервов к снижению затрат, повышению эффективности компании. Налицо перекос в существующей сегодня системе ценообразования на товар у монополиста.

Ошибки проводимой сегодня государственной ценовой политики в части ограничения прибыли естественных монополий приводят к:

  • • снижению инвестиционной привлекательности монополиста;
  • • уменьшению инновационной деятельности монополиста;
  • • заинтересованности монополиста в росте затрат.

Повторюсь - зачем обществу в лице государства нужно контролировать монополистический бизнес - чтобы монополист поставлял товар по справедливой цене! При чем же тогда контроль прибыли или расходов монополиста, ведь цель другая? Если бы государство научилось определять справедливую цену на произведенный монополистом товар то, заставив монополиста реализовывать товар по справедливой цене, не было бы необходимости тратить усилия на контроль его прибыли и затрат.

Представим, что наше государство установило рекомендованную цену на товар, произведенный монополистом (установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции имеет место в некоторых странах, например в США, Японии), например рекомендованная правительством цена на тепловую энергию на 201_ год устанавливается в размере 1000 рублей за Гкал. При этом для тех теплоснабжающих организаций (назовем их эффективными монополистами), которые установят цену на тепловую энергию менее чем 950 рублей (более 5% снижения), не требуется показывать свою прибыль и обосновывать затраты. Те кто пожелает установить цену от 950 до 1000 рублей (назовем их среднеэффективными монополистами) должны продекларировать свои затраты и прибыль, а государство может проверить обоснованность этих затрат и скорректировать цену исходя из результатов проверки. Те же кто захочет установить цену выше 1000 рублей (неэффективные монополисты) должны пройти процедуру аналогичную сегодняшней, чтобы доказать обоснованность своих затрат и уровень прибыльности. Через год после введения подобного механизма, собрав статистику цен по стране сложившуюся за предыдущий год и рассчитав средневзвешенную цену, можно утверждать ее как рекомендованную цену на следующий год.

Предлагаемый механизм ценообразования имеет конкретные достоинства, он снижает администрирование (не нужно контролировать ту группу монополистов, которые назначат цену за тепловую энергию ниже рекомендованной), позволяет эффективному монополисту получать большую прибыль - стимулирует его повышать свою эффективность.

Почему подобные простые и эффективные механизмы до сих пор не возникли в современной России? Причина кроется в том, что при подготовке методик по определению цен на монополистические товары, государство в качестве экспертов в основном привлекает самих монополистов и их сотрудников (по привычке со времен СССР). А менеджмент всегда заинтересован в росте затрат (собственных зарплат и т.д.) и понятно, что ограничивать себя «любимых» в возможностях, менеджмент не заинтересован.

Задача государства создать такой механизм, при котором интересы собственников монополиста и общества совпадут (консенсус), механизм, при котором цены на тепловую энергию будут справедливыми, а отрасль станет эффективной.

Любой менеджер, и государство в том числе, внедряя механизмы регулирования, заинтересован получить инструменты контроля, позволяющие ему держать руку на «пульсе». Таким инструментом должен стать набор экономических показателей конкретного монополиста.

Например, если монополист просит утвердить цену за Гкал больше рекомендованной, но по все экономическим показателям он относится к группе эффективных монополистов, а его неэффективность определяется только повышенным показателем затрат на топливо, то проверке достаточно подвергнуть только затраты на топливо.

Массой примеров доказано, неэффективность любого предприятия/государства определяется не национальными особенностями и традициями народов, а умением менеджеров построить эффективное производство/государство. Без понимания, что такое эффективность конкретной отрасли, как ее измерять, какими методами/инструментами ею управлять, невозможно находить оптимальные управленческие решения и не следует рассчитывать на ожидаемые результаты.

Мы рассмотрели три метода управления эффективностью централизованных систем теплоснабжения, остальные методы автор планирует изложить во второй части статьи.

И.В. Кузник

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Методы повышения эффективности

централизованных систем теплоснабжения.

Часть II

Всегда утверждал, что игра получается такой – каковы ее правила. Если на футбольное поле вывести баскетболистов, предварительно объяснив им правила игры, то через некоторое время баскетболисты будут играть в футбол, может не так хорошо как профессиональные футболисты, но в футбол…, а кто станет пытаться играть в баскетбол (нарушать футбольные правила), будет удален с поля судьей.

Убежден - отсутствие видимых результатов в вопросах повышения эффективности централизованного теплоснабжения в нашей стране не есть вина инженеров и менеджеров работающих в отрасли, причина кроется в правилах «игры» утвержденных властью.

Создавая правила важно точно обозначить цели, которые должны быть достигнуты и создать инструментарий (систему показателей) для отслеживания движения к поставленным целям. И, разумеется, нужен рефери, для удаления с поля игроков нарушающих правила:

  1. Сформулируем цели повышения эффективности систем централизованного теплоснабжения (ЦТ):
    • Получение справедливой цены на тепловую энергию (ТЭ).
    • Рациональное использование не возобновляемых природных ресурсов.
    • Снижение негативного влияния отрасли теплоснабжения на окружающую среду.
    • Достижение показателей использования ТЭ, сопоставимых с уровнем ведущих стран мира.

Не менее важно изначально обозначить принципы, применяя которые планируется двигаться к поставленным целям:

  1. Принципы:
    • Баланс экономических интересов субъектов системы ЦТ (граждан, хозяйствующих субъектов и органов власти).
    • Объективный (приборный) учет ТЭ от источника до конечного потребителя.
    • Система объективной статистики о показателях эффективности объектов производящих, транспортирующих и потребляющих ТЭ.
    • Запретительные меры на использование неэффективных технологий и оборудование в системах теплоснабжения.
    • Стимулирование собственников объектов ЦТ к повышению их энергоэффективности.

Существует две принципиальных возможности управлять любыми процессами, в том числе энергоэффективностью и энергосбережением (рациональном использовании ресурсов)

«Сверху» - путем использования административного ресурса.

«Снизу» - путем организации экономических и правовых механизмов, создающих стимулы к эффективному и рациональному использованию ресурсов.

На практике же, безусловно, необходим симбиоз между этими возможностями.

Что сегодня мешает эффективно применять административный принцип управления системами ЦТ?

Как минимум - отсутствие простых и понятных управленцам критериев (показателей) эффективного производства, транспортирования и потребления ТЭ.

Что сегодня мешает эффективно применять второй принцип управления?

- Отсутствие у собственников элементов систем ЦТ мотивов к повышению их эффективности (даже само понятие - эффективность системы централизованного теплоснабжения, четко не сформулировано).

- Сложность и разбалансированность правил (норм) в отрасли крайне усложняет возможность проведения мероприятий по повышению эффективности.

- Отсутствие образовательных программ по энергосбережению и эффективному управлению, направленных на специалистов разных уровней, включая простых граждан.

Убежден - не существует таких сложных проблем, которые не имеют простых решений и в этой статье попробую эти решения сформулировать.

Повторюсь - управлять процессом можно и нужно через применение запретительных норм (делай, как я сказал). Такими нормами являются прямые требования, содержащиеся в нормативных актах соответствующего уровня (технические регламенты и т.д.).

  1. Стандартизация:
    • Бытовое и промышленное оборудование для производства, транспортирования и потребления ТЭ должно быть соответствующим образом стандартизировано и промаркировано (при реализации данного мероприятия необходимо соблюсти гармонизацию с нормами принятыми в ЕС, желательно путем аутентичного перевода соответствующих стандартов).
  2. Нормы (нормативы) энергоэффективности производства, транспортирования и потребления ТЭ:
    • Должны быть установлены предельные значения нормативных показателей энергоэффективности производства, транспортирования и потребления ТЭ.
    • Должен быть создан механизм, подвигающий собственника к модернизации оборудования превышающего нормативные показатели энергоэффективности.
  3. Должны быть утверждены нормативы экономической эффективности производства и транспортирования ТЭ, например следующим образом:
    • Доля топлива в цене ТЭ.
    • Доля электрической энергии в цене ТЭ.
    • Доля ФОТ в цене ТЭ;
    • Доля начисленных к уплате налогов в цене ТЭ;
    • Доля прибыли в цене ТЭ;
    • Количество ТЭ выработанного (транспортированного) на одного сотрудника за год;
    • Средняя зарплата сотрудников компании производящей/транспортирующей ТЭ;

К административным методам управления относиться также прямое финансирование мероприятий за счет бюджетов. За счет средств бюджетов разных уровней могут стимулироваться мероприятия по повышению энергоэффективности на объектах, не принадлежащих соответствующему государственному образованию. Для этого, на мой взгляд, соответствующим законодательным органом должен быть утвержден «Перечень мероприятий и оборудования для софинансированию из бюджета».

Перечень должен представлять собой список мероприятий и/или оборудования подлежащих софинансированию из бюджета (установка счетчиков тепла или замена старых окон, внедрение систем рекуперации воздуха и т.д.). А также список категорий лиц, имеющих право на частичную компенсацию затрат на повышение энергоэффективности, за счет бюджетных средств. В соответствующем бюджете предусматривается статья расходов на каждое мероприятие, выделяется столько средств, сколько возможно выделить на следующий бюджетный период. Соответствующий законодательный орган определяет уровень участия бюджетными средствами для стимулирования по каждому мероприятию. В любом случае уровень (доля) стимулирования не должна превышать 50% от стоимости мероприятия. Лицо имеющее право на компенсацию выполняет мероприятие за собственные средства и предоставляет в уполномоченный орган определенный законодательным органом документы подтверждающие затраты, после чего лицу должны быть перечислены из бюджета деньги на лицевой счет. Если выделенные по статье на этот бюджетный период средства закончатся, лицо имеет право на получение денег в следующем бюджетном периоде, но уже в доле стимулирования определенной на следующий бюджетный период.

По вопросу административного регулирования хочу привести яркий пример – в Финляндии почти 50% всего теплоснабжения централизованное и при этом нет специального законодательства в области ЦТ.

Крайне необходимо законодательно создать возможность гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в проведении мероприятий по повышению энергоэффективности, оперативно «выигрывать» споры у лиц не заинтересованных в проведении мероприятий.

Очень действенным инструментом управления отраслями экономики является налогообложение. В Финляндии существует налог на производство ТЭ из ископаемых видов топлива. Этот налог снижается, если выработка ТЭ происходит на тепловых электростанциях (комбинированная выработка) и от него полностью освобождаются котельные использующие биотопливо. Поэтому большинство котельных превращается в ТЭЦ и переходят на возобновляемое биотопливо.

В Соединенных Штатах Америки пользователь энергоресурсами жестко «стимулируется» к энергоэффективному хозяйствованию. Потребитель либо выполняет требования соответствия нормативным показателям по энергоэффективности, либо платит штрафы. Согласно федеральному закону в США существует структура агентств по энергосбережению, разрабатываются программы финансирования и поощрения энергоэффективности. Каждый потребитель обязан разработать и согласовать с административными органами план использования предоставляемых ему энергоресурсов.

Не менее жестко вопросы энергоэффективности регулируются и на уровне ЕвроСоюза. Энергосбережение вменяется в обязанности сетевым компаниям поставщикам энергоресурсов. Каждый потребитель должен иметь план использования энергоресурсов согласованный уполномоченным органом. А если план не принят, то потребитель будет платить налог в 10% от стоимости энергоресурса. Налог будет ежегодно возрастать на 10%, а по истечению 3 лет потребитель может быть совсем отключен от энергоснабжения. Кстати этот специальный налог используется для формирования фонда, из которого финансируются мероприятия по повышению энергоэффективности.

Крупные строительные компании обязаны ежегодно спроектировать и построить одно здание с повышенными показателями энергоэффективности в качестве пилотного образца.

На основе законов выделяются средства для льготного кредитования и софинансирования малого и среднего бизнеса производящего энергию на нетрадиционных видах топлива (ветер, солнце и др.).

В штате Массачусетс фонд финансирования энергосберегающих проектов формируется всеми потребителями энергоресурсов за счет специального налога на потребляемые энергоресурсы.

Производители и поставщики энергии обязаны поставить потребителям определенный процент энергии, произведенной на возобновляемых источниках энергии:

Нельзя сэкономить то, что не учтено. Крайне важно создать стройную и прозрачную систему учета ТЭ.

Энергоэффективность это процесс, требующий объективную информацию для управления им. Не имея объективной информации, мы не можем рассчитывать на эффективное управление процессом. Иными словами нужен объективный учет параметров потребления, транспортирования и производства энергоресурсов на основе измерений (показаний приборов), для этого нужны стройные правила по организации такого учета. Отсутствие учета, по определению обрекают процессы управления энергоэффективностью, на неудачу.

Проблема организации объективного учета ресурсов настолько сложна, что я посвятил ей книгу. Специалистам, которых глубоко заинтересует эта проблема, рекомендую прочесть ее (1). Попытаюсь коротко изложить и саму проблему, и способы ее решения в пределах этой статьи.

  1. Необходимо сформулировать цели учета:
    • Создание условий для выполнения требований российских законов к совершению товарно-денежных операций по продаже-покупке энергоресурсов.
    • Создание условий для оптимального потребления товара (это и есть так называемая экономия), другими словами, стимулирование более рационального использования энергоресурсов.
    • Создание условий для достижения социальной справедливости – ведь при приборном учете каждый платит только за то, что он потребил и это справедливо.

Следует отметить главную характеристику учета – объективность. Именно «объективным», лишенным субъективной составляющей, не зависящим от конкретного человека, а в основе своей приборным, должен быть учет.

Обязательно необходимо разделять понятия «учет» и «измерение». Приборы (счетчики) выполняют измерения физических величин, а учетом следует назвать процедуру, которая обеспечивает подготовку платежных требований на основе измеренного количества и качества ресурсов (в нашем случае ТЭ). В процедуре учета (для отдельных зданий) в целях получения баланса приходится начислять дополнительное количество ресурса (небаланс), потребленного для нужд общего имущества и распределенного между потребителями пропорционально общедолевой собственности, на основе утвержденной методики.

Баланс – расчетная процедура, позволяющая уравнять количество ресурса, измеренного (учтенного) при производстве или на вводе куста, с суммой ресурсов, измеренных (учтенных) у потребителей на кусте за рассматриваемый период, путем применения коэффициентов. Баланс желательно рассчитывать на основании методик, согласованных (утвержденных) органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ. Баланс является инструментом, позволяющим подтвердить добротность измерений на узлах измерений при условии совпадения (в соответствии с нормами точности) показаний узлов измерений.

Измерение – это процедура определения количества потребленных ресурсов путем применения средства измерений (СИ) и (или) методики выполнения измерений (МИ), в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ. Зачастую при отсутствии приборов или их выходе из строя используется процедура, которую следует называть «расчет потребленного ресурса». Это математическая процедура по определению количества потребленного ресурса на основе предположений.

Предвижу замечания оппонентов: «Каких предположений? Ведь есть нормы сопротивления теплопередачи, таблицы энтальпии и т.д. И все это совсем не предположения».

Здесь под предположением следует понимать то, что мы предполагаем соответствие конкретного объекта (здания, стены, окна) этим довольно точным и корректным нормам и таблицам. Далее будем придерживаться этой, на мой взгляд, более корректной терминологии. Кстати, логичнее общепринятое название «узел учета», называть «узлом измерений», так как СИ, смонтированные на узле, выполняют только измерения.

27.12.2002 г. был принят Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, и в нем тоже предусмотрено предупреждение действий, вводящих в заблуждение при использовании средств измерений. По моему мнению, вопрос организации учета подпадает под действие ст. 6.1 данного закона:

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Постановление Правительства Российской Федерации «Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» от 18.11.2013 г. № 1034 содержит только требование, чтобы приборы для учета тепла были сертифицированы. В нем не сказано, какому стандарту (техническому регламенту) они должны соответствовать. Появление этих новых правил учета практически ничего нового в правовое поле применения приборов учета не внесло, а в определенной мере даже ухудшило положение с организацией приборного учета тепла. Необходимость четко обозначить, каким стандартам или техрегламентам должны соответствовать приборы, которые предназначены для организации учета.

Необходимо также рассмотреть проблему манипуляций с метрологическими характеристиками приборов. Достаточно набрать в поисковике «магнит для…» и он услужливо продолжит «…остановки счетчика». Уровень манипуляций с показаниями счетчиков, а прямо говоря мошенничеством, зашкаливает. Проблему можно решить, если определить, каким стандартам должны соответствовать приборы в обязательном порядке.

В основе организации учета должны лежать показания приборов учета, а всю полноту ответственности за достоверность учета следует возложить на их производителей при условии безусловного выполнения требований производителя к монтажу и эксплуатации приборов. Обман и манипуляции с показаниями приборов учета – массовое явление. В одном случае изменение показаний приборов выгодно потребителю, в другом - поставщику энергоресурсов, в третьем - монтажной организации. Бывает, что это выгодно и производителю приборов.

Поясню, почему я предлагаю возложить ответственность за организацию учета именно на производителя прибора.

  1. 1. Производитель приборов единственный участник, который может обмануть всех, в том числе и так называемую независимую сторону – контролеров системы государственного надзора за СИ.
  2. 2. Возложив ответственность на производителя, мы (общество) получаем союзника в деле объективного учета. Зная о своей ответственности (производителю может быть предъявлен судебный иск за недостоверный учет), производитель вынужден будет защитить себя. А механизм защиты фактически только один – более качественные (метрологически) приборы, качественная документация на приборы, относящаяся к монтажу и эксплуатации, и повышенные требования со стороны производителя к организациям, монтирующим и эксплуатирующим приборы.
  3. 3. Роль государственных и других независимых экспертов в этом случае будет сведена только к экспертизе в спорных случаях.

Таким образом, мы получим саморегулируемый механизм, позволяющий получать достоверный (объективный) учет.

Существует ошибочное мнение, что прибор (средство измерения) показывает действительное (истинное) значение физического параметра измеряемой среды, будь то температура, давление или расход. В действительности, получая результат измерений, мы можем говорить только о пределах погрешности, с которой измерена физическая величина. То есть, указывая значение результата измерений, мы подразумеваем, что некоторый % нам не известен (не определен).

Можно сказать проще: «Метрология – это когда мы договорились одинаково ошибаться». Отсюда следует вывод: измерять надо не как можно точнее, а с той погрешностью (неопределенностью), о которой мы договорились. К примеру, было время, когда нас устраивали квартирные счетчики электрической энергии с погрешностью 4 %. Сегодня правила, действующие в РФ, требуют уже погрешность 2 %. Это произошло потому, что научились делать за ту же цену более точные счетчики. Кстати сказать, точность измерений не самоцель. При организации учета всегда следует помнить, что организация учета должна быть экономически целесообразна, а целью учета, повторю, является объективность определения количества товара при совершении сделок купли-продажи.

Когда появились очень прогрессивные и своевременные правила учета тепловой энергии (Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. приказом Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 г. № Вк-4936), в стране начался бум по установке счетчиков тепла. Но бизнесмены, которые устанавливали и производили счетчики, стали злоупотреблять теми возможностями, которые предоставили им правила. Начали устанавливать счетчики под лозунгом: установите счетчик и будете платить за тепло на 40 % меньше. Но ведь понятно, что счетчик не средство экономии. Многие бизнесмены просто устанавливали приборы без предоплаты, оплата по договору производилась за счет прибыли, которую должен получить потребитель в результате экономии, обещанной при установке счетчика. Так бизнесмены стали заложниками своей политики, и в случаях, когда счетчики начинали показывать большие значения величин, чем хотелось, стали их подкручивать и подстраивать, чтобы получить «экономию». Дальше – больше, освоили выпуск счетчиков, которые были «обучены» в автоматическом режиме показывать не столько, сколько измерили, а столько, «сколько надо».

Со временем специалисты теплоснабжающих предприятий поднаторели и стали понимать, что их тепловые сети просто обкрадывают с помощью таких приборов. Мириться с тем, что отдельные, причем весьма известные и успешные, приборостроители создали систему, при которой теплоснабжающие организации несли потери, последние, конечно, не захотели и, в свою очередь, стали придумывать различные способы, как этому узаконенному воровству помешать.

И все это потому, что правила учета не выполняли необходимые функции, не соответствовали целям.

Главная ошибка заключается в неправильном понимании того, зачем вообще нужны правила. Правила нужны не для того, чтобы указывать каждой из сторон, что надо делать. В них должно быть определено, какую ответственность несут стороны за невыполнение ограничивающих требований, и кто, и как наказывает за нарушения правил. Нужны такие правила учета тепловой энергии, по которым можно будет договориться заинтересованным сторонам по возникающим вопросам, а в случае разногласий быстро и неотвратимо должно наступить наказание той стороны, которая используя свои административные и другие ресурсы, действует в ущерб целям учета ресурсов.

Заключение:

Организация приборного учета имеет важнейшее значение для эффективного использования тепловой энергии в масштабах страны. Попытки создать сбалансированное правовое поле для массовой объективной организации приборного учета предпринимались и предпринимаются регулярно, но, к сожалению, как всегда, не приводят к желаемому результату.

Происходит это по следующим причинам: не сформулированы цели организации учета энергетических ресурсов, не определены показатели, которые отражают продвижение к целям, не созданы механизмы мотивации субъектов, принимающих решения по установке и надлежащей эксплуатации приборов, не распределена ответственность между субъектами, не определены и не практикуются санкции к субъектам препятствующим внедрению приборного учета, или мошенничающим с показаниями приборов учета.

Склоняюсь к мысли, что комплексное решение задачи по учету энергоресурсов, возможно только в рамках принятия отдельного нормативного акта уровня федерального закона, посвященного организации учета коммунальных и энергетических ресурсов или соответствующей доработкой ФЗ №261 "Об энергосбережении…".

P.S.

Основная проблема, не позволяющая системно решать задачи повышения эффективности систем ЦТ в стране, кроется в отсутствии стройных правил, в постоянном их изменении в угоду отдельным субъектам, преследующим свои сиюминутные интересы.

Библиографический список:

  1. 1. Кузник И.В. Российское теплоснабжение. Учет и эксплуатация. – М.: Издательский дом МЭИ. – 2006. – 190, [2]с.…С.

Получив высшее образование в институте культуры, первое десятилетие своей сознательной жизни, 80-е годы, я работал в учреждениях культуры, Кризис начала 90-х инициировал мой переход в реальный сектор экономики, я стал организатором и руководителем производства.

Наблюдая за развитием кризиса последних лет, я пришел к выводу, что обязан предложить мои знания и компетентность для решения проблем/задач, с которыми столкнулась страна, как минимум в области ЖКХ.

ОБО МНЕ

Авторизация