Будущие формирует, созидание, честность и компетентность.

Россияне лояльны «Кремлю»!?

Как-то в одном кулуарном разговоре мне довелось услышать ответ на вопрос, почему жители Аляски весьма лояльны федеральному правительству США. Объяснения весьма просты: каждый житель Аляски, имеющий доход меньше определенного законом, получает дотацию из федерального бюджета. Этих денег жителю Аляски хватает на то, чтобы иметь скромную машину, съездить раз в год на «материк» в отпуск, оплатить обучение детей. Из этих денег житель Аляски выплачивает налоги в местный бюджет и осознает себя как налогоплательщик, как гражданин а, следовательно, ведет себя соответствующим образом по отношению к местной власти («требует» от нее эффективной работы).
Нечто подобное – дотирование населения проблемных территорий – существовало и в нашей общей Родине – Советском Союзе. Я имею в виду так называемые северные надбавки к зарплате. В СССР все предприятия были государственные, и не важно было через какой инструмент государство поддерживает жителей отдаленных и проблемных территорий.
В современной же России применять такой механизм – доплачивать населению проблемных территорий, облагая местный бизнес дополнительным «налогом», связанным с удаленностью территорий и дороговизной жизни, – значит обрекать бизнес на нерентабельность. Даже для таких промышленных монстров, к каким, например, относится Норильский никель, достойное содержание своих работников является сложной задачей. Именно подобными издержками объясняется то, что на проблемных территориях плохо развивается малый бизнес и, как правило, они существуют за счет федеральных дотаций. Уровень реальной безработицы на таких территориях превышает разумные пределы, а местное население зачастую влачит жалкое существование, многие семьи живут практически за счет пенсий старшего поколения, получаемых по старости. Конечно же в такой ситуации местная молодежь, не находя себе применения, не видя личных перспектив, в лучшем случае спивается, становится наркоманами, а в худшем – становится материалом для формирования бандитских группировок, различных ортодоксальных религиозных сект и т.д.
Государству Российскому с его огромной территорией очень важно иметь достаточное количество населения в стратегических районах, территории которых зачастую плохо приспособлены к нормальной жизни. Естественно, что желания жить на таких территориях при прочих равных условиях у людей не возникает. Местное население таких территорий при малейшей возможности «убегает» в более благополучные районы. Именно поэтому численность населения на окраинах страны сегодня катастрофически падает. А ведь окраины следует охранять – значит, там необходимо иметь население, которое готово защищать свою страну, нашу Родину – Россию.
Сегодня федеральный центр через бюджетные трансферты дотирует более половины территорий страны. Величина таких трансфертов огромна. В некоторых регионах они составляют более 90% доходной части региональных бюджетов. Распределением таких трансфертов занята региональная власть (элита). Эффективность же ее работы весьма сложно оценить из «Кремля». Зачастую региональная элита беззастенчиво паразитирует на трансфертах, с одной стороны, всячески пытается доказать свою лояльность «Кремлю», а с другой – объясняет местному населению неудачи региона исключительно проблемами, связанными прежде всего с политикой и действиями федеральной власти. По принципу: мы здесь на местах делаем все возможное, но вот федерация не помогает нам в должной степени, принимает не те законы, не так распределяет деньги и т.д. и т.п.
В результате «Кремль», финансируя отсталые регионы, получает преданную региональную элиту, но ровно до тех пор, пока ей позволено паразитировать. Местное же население, наблюдая за деятельностью региональной власти, тихо ее ненавидит, перенося значительную часть ненависти на «Кремль» – как минимум за то, что он, «Кремль», не наводит порядок в регионе.
Подобная практика управления территориями порочна по своей природе. Следует создать механизм, при котором население проблемных территорий в первую очередь будет лояльно «Кремлю». А уже под давлением населения региональная власть вынуждена будет быть покорна «Кремлю». Такой механизм сможет гарантировать страну от социальных волнений, направленных против «Кремля». Заметим, что подобные попытки волнений при попустительстве, а чаще всего, с подачи местной элиты регулярно устраиваются. Цель таких выступлений очевидна: показать и доказать «Кремлю» собственную значимость и необходимость со стороны местных элит.
Что же делать? Ведь сепаратизм региональных элит в свое время привел к распаду СССР. И если экономический кризис усугубится, то…
Немало экспертов предсказывают при подобном развитии событий распад России...
Есть ли механизмы, которые смогут гарантировать во время кризисов и катаклизмов преданность населения и властных элит проблемных территорий федеральному центру? Поиском ответа на этот вопрос нынче заняты многие головы. Понятно пока только одно: преданность должна основываться исключительно на преданности большинства населения, а не на преданности отдельных элитных групп. Думаю, что подобный механизм должен строиться на принципах, при которых местное население неразрывно связывает себя с центром, ощущает себя частью большой страны.
Представим себе механизм, при котором с завтрашнего дня большая часть федерального трансферта будет выделяться непосредственно малоимущим жителям проблемных территорий. Пусть жители при получении денег выплачивают подоходный налог в местный бюджет и осознают, что это они формируют его. Допустим жителю территории причитается к получению 5000 рублей в месяц. Придя на почту за деньгами, житель узнает, что 750 (13%) рублей у него удержали в виде налога в местный бюджет. В таком случае житель территории начинает осознавать, что это он содержит местную власть и что это «Кремль» его «кормит». Понятно, что в такой ситуации лояльность жителя к «Кремлю» повысится и требовательность к местной власти возрастет.
Такой житель не «поведется» на разговоры о «плохой» федеральной власти и о неустанной заботе региональной элиты.
Такой житель не пойдет на митинги, призывающие к отделению от «нахлебников» из Москвы.
Такой житель будет понимать, куда «уходят» деньги, которых в центре «куры не клюют».
Такой житель с меньшей вероятностью станет материалом для бандформирований и т.д.
Получая дотацию из федерального центра, житель будет иметь возможность скопить деньги на обучение детей. Наличие денег у населения станет основанием для роста спроса, а, следовательно, необходимым условием формирования и развития регионального малого бизнеса. Понятно, что следует создать действенный механизм, исключающий паразитирование населения на федеральных дотациях. Понятно также, что право на получение такой дотации должны иметь не все жители, а только те, чьи доходы меньше величины, установленной для дотационной территории. Конечно, следует создать дополнительный механизм оценки доходов жителей через их расходы, опираясь на богатейший опыт развитых стран в этом вопросе. Безусловно, в соответствующем федеральном органе следует создать действенные методики оценки расходов граждан, которые обеспечат объективный способ выявления лиц не вполне «достойных» получения федеральной дотации за проживание на территории.
Житель проблемной территории, получая дотацию от федерации, будет понимать, что это «Кремль» о нем заботится, и это факт станет важным условием снижения негативных действий граждан, включая террористическую деятельность, с которой уже более 15 лет никак не удается справиться только силовыми методами. Ведь известно, что в основном нелояльное поведение граждан по отношению к государству происходит исключительно из-за их плачевного финансового состояния, отсутствия постоянных доходов, позволяющих не воровать, не грабить, а заниматься созидательным трудом, пусть малодоходным, но обеспечивающим самоуважение и надежду на перспективы жизни в этой стране для себя, своих детей и внуков.
Подобная организация дотаций проблемных территорий, основанная на прямом финансировании малообеспеченных граждан, обеспечит понимание со стороны жителей проблемных территорий собственной значимости. Убедит их в том, что «Кремль» помнит и заботится о них; что «Кремль» выделяет деньги именно для них. Все это позволит гарантированно рассчитывать на лояльность граждан к федеральной власти, на снижение социальной напряженности на таких территориях и обеспечит более качественное их развитие.

Получив высшее образование в институте культуры, первое десятилетие своей сознательной жизни, 80-е годы, я работал в учреждениях культуры, Кризис начала 90-х инициировал мой переход в реальный сектор экономики, я стал организатором и руководителем производства.

Наблюдая за развитием кризиса последних лет, я пришел к выводу, что обязан предложить мои знания и компетентность для решения проблем/задач, с которыми столкнулась страна, как минимум в области ЖКХ.

ОБО МНЕ

Авторизация